Комментарии психолога

 

К вопросу о психологических манипуляциях

Общаясь друг с другом, мы даже не замечаем, что  получаем определенный код, транслирования установок, поведенческих реакций, мыслей собеседника. Срабатывает механизм подражания - наш архитипически первый и ведущий способ обучения и воспитания. И если не научиться ставить барьеры и защищать своё личностное мировоззренческое поле, то мы становимся невольно похожими на авторитетное значимое популярное лицо. Степень нашей эмоциональной зависимости определяется степенью привлекательности и убедительности  собеседника. История знает множество гениальных манипуляторов воли и эмоций личности и даже больших и малых групп. Наука – психология знает конкретные методы, методики и приёмы кодирования сознания. Будучи закодированными,  мы начинаем мыслить в заданных манипуляторами алгоритмах, а потом и действовать по его программе. Методы  кодирования давно  разработаны спецслужбами всех цивилизованных стран –   высокого  ранга психологического оружия  (НЛП, психо- и трансактный анализ, гипноз и т.п.). Но для реализации этих технологий нужен индивидуально личностный контакт, а нас волнует то, что  с развитием супертехнологий Интернет и теле коммуникации появилась возможность проводить кодирование сразу огромной аудитории. У  коммерческих  телеканалов имеются свои целевые аудитории. Поэтому, первый совет- никогда не включайте ТВ для фона,  т.к.  любая информация, попадающая на слуховые и зрительные рецепторы, откладывается в подсознании. А значит,   программирует человека, формируя паттерны и установки, откладывается быстрее и надолго, она же не прошла цензуру нашего сознания. А потому я законодательно запретила бы прослушивание радиопередач неопределенного толка в маршрутных такси.

Помните, всё,  что мы делаем, о чём думаем и чего хотим сейчас определено раннее полученной психологической установкой.  Начало подобной установки закладывается в период первого контакта с манипулятором.

Слишком велико влияние подсознания  на сознание, причем фактор времени исключен.

      Говоря о вопросе кодирования психики  посредством звукового, видео или телесигнала, нужно помнить, что научные методы подобного воздействия разрабатывались в нейрофизиологии мозга. Влияние на сознание информации, полученной, например, с помощью  звука, происходит следующим образом.  Вначале звук  шифруется в электрических импульсах мозга как сложные сигналы. Смысл не важен. Возникает  импульсная активность нервной клетки (определенный код) передаётся  долгосрочной памяти, активизируя ее. После активизации долгосрочной памяти возникает новый электрический шифр — смысловой код. Теперь услышанное слово, пройдя через стадию акустического кода, «оживает» в мозге и вызывает другие, уже более сложные психические процессы. (Кара-Мурза С.Г.). Таким образом,  современной нейрофизиологией подтверждается, что любое слово откладывается в  подсознании, и далее, сохраняясь, задействует соответствующие  архетипы, попутно формируя стереотипы нашего поведения, и далее переходит в сознание и находит отражение в мыслях,  желаниях и деятельности  человека. За счёт чего же происходит влияние слова одного  на поведение другого человека. Выделяют три уровня воздействия на психику:

  • Усиление уже наработанных жизненным опытом в сознании людей нужных манипулятору установок, идеалов, ценностей, нравственных и поведенческих норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и поведенческих реакциях.
  • Частные и малые изменения взглядов и убеждений  на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
  • Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.

Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику. Если следовать логике работ А.В.Федорова (2007), то можно  выделить основные механизмы психологического воздействия оратора на личность:

— «оркестровка» — психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;

— «селекция» («подтасовка») — отбор определенных тенденций — к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;

— «наведение румян» (приукрашивание фактов);

— «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.);

— «трансфер» («проекция») — перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);

— «свидетельство» — ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;

— «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации.

— «просеивание» информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);

— снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;

— критический анализ целей, интересов «агентства»/авторов медиатекста».

Среди факторов, влияющих на притягательность коммуникативного манипулятора, выделяется демонстрация сцен несправедливости или жестокости, вызывающих дополнительный всплеск эмоций слушателя, а значит включается механизм сопереживания и соучастия - эмпатия. Что предпринимают манипуляторы, чтобы стать привлекательными для собеседника? Удачная находка- дружить против кого-то, т.е.  формировать и использовать «образа врага», который  может быть придуманным. Так называемая в США 60-х «охота на ведьм». Самые бредовые решения властей компенсируются необходимостью нейтрализации врагов. 

Качественным аргументом убеждения являются  данные социологических опросов. При опросах большее влияние на общественное мнение оказывают не ответы, а формулировка вопросов.  Психологически грамотно сформулированные вопросы призваны расшатать наши паттерны сознания, стереотипы поведения и  доминирующие ценности, они формируют наш Образ Я и образ МЫ, приравнивая к большинству. Опять же сопричастность к большим социальным группам придаёт уверенность. Это один, но очень важный,  винтик идеологической машины.

К.Х.Каландаров считает, что социологические опросы создают образ среднего человека, которому бессознательно будет соответствовать большинство. Учёные социологи твёрдо знают,  что не существует ни одного опроса, отражающего реальное положение в обществе.

Как же обезопасить себя от агрессивного вмешательства манипуляторов. С.А.Зелинский выделил ряд рекомендаций:

— Формирование критического мышления по отношению к получению информации от внешнего мира через систему СМИ и СМК, обретение навыков работы с информацией.

— Формирование индивида как личности (он должен уважать себя как личность, и отдавать отчет о поступках хотя бы себе, а еще желательнее и отчет перед коллективом);

— Развитие сверх-идеи (например, об элитарности, собственной избранности, или избранности коллектива (движения) в котором он находится;

— Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

— Получение и закрепления материала по информационной безопасности, формирование представления  о влиянии информационных потоков на психику человека (посредством в т.ч. и знаний о работе мозга по восприятию информации) полученных на лекциях, семинарах, и т.п. форм усвоения полученной информации;

— Специальные циклы курсов (в виде лекций и семинаров) по глубинной психологии, по основам массовой психологии и манипулятивного воздействия на психику индивида и масс; знать основы общей психологии, психофизиологии, политологии, истории, литературоведению, философии и т.п.

— Более широкое введение в вузах и факультетах переподготовки  дисциплин, спектр внимания которых будет уделен теме информационно-психологического воздействия, с отдельным разделом о влиянии средств массовой коммуникации и информации на психику, на массовое психическое сознание, с обязательной (инвариантной частью) расшифровки знания о бессознательном психики (о подсознании) и результирующей роли подсознания в обеспечении подобных процессов, и вариативной частью — в исследовании влияния на психику каждого конкретного средства массовой коммуникации и проч. При этом вполне допустимо в некоторых случаях использовать холистический подход, рассматривая различные варианты СМК как единого целого средств массового психического воздействия, хотя и необходимо отдельно рассматривать  особенности влияния на массовое психическое сознание таких направлений средств массовой коммуникации как щитовая реклама, популярные направления музыки, видеоролики, интернет, пресса, телевидение, кинематограф, радиопередачи, и т.п. в указанном раннее векторе исследований компонентов СМК и СМИ. При этом единым и обязательным блоком любых исследований должна оставаться расшифровка механизмов влияния на подсознание, следствие подобного влияния, примеры такого влияния, причем по необходимости с использованием статистических данных, полученных в ключе знаний о подсознании;

— Совместный просмотр членов семьи или  участниками коллектива (группы, сообщества, движения, проч.) сообщений СМИ (печатных, электронных), выпусков новостей, телепередач, художественных  и документальных фильмов и т.п., с последующим анализом и обсуждением увиденного в свете знаний о влиянии информации на подсознание. При этом необходимо обеспечить совместный просмотр обучающихся с экспертом (преподавателем), который поможет вскрыть механизмы манипулятивного воздействия. Преподаватель (эксперт) должен показать какие приемы используют СМИ (на примере сообщений из газет, журналов, ТВ) для того чтобы скрыть важную информацию, или приумолить ее значимость, переключив внимание зрителя, слушателя, читателя.

— Необходимо объяснить способы т.н. провокации психики на вызывание невротической симптоматики (невроз, страх, секс, инстинкты, власть, любовь, эмоции и т.п.) благодаря которым манипулятор достигает запланированного результата (т.е. с помощью провоцирования в психике индивида той или иной невротической зависимости манипуляторы получает контроль над человеком, потому что у объекта манипуляций в результате подобного воздействия ослабевает критичность сознания, а значит происходит воздействие на подсознание в целью дальнейшего программирования (психо-кодирования) человека.

Популярный сегодня метод Анти-Манипуляций (С.А.Зелинский), позволяющий  относительно обезопасить себя. Он состоит из 3-х этапов:

1) Сознательное противодействие манипуляциям.

2) Автоматически-Бессознательное (или условно-рефлекторное) противодействие.

3) Сознательно-Бессознательное (т.е. противодействие бессознательное, проходящее в автоматическом режиме, но с включением по необходимости сознания в результате осознания информации). Чтобы противостоять манипулятору, нужно изучить его методы и способы воздействия, т.е. на первом этапе метода следует обучить людей воздействию на психику другого человека, научив  механизмам информационно-психологического воздействия (т.е. внушения, кодирования, психопрограммирования, гипноза наяву и т.п. синонимическим понятиям информационно-психологического воздействия), или другими словами, научить приемам манипулирования психикой. Владеть законами управления (подчинения) психики другого человека — значит уметь противостоять манипуляциям со стороны других. Далее идёт условно-рефлекторное  противостояние, а на третьем этапе — Сознательно-Бессознательное.   

Эффективным механизмом нейтрализации зомбирования или манипулирования является знание законов организации и функционирования психики. Противостоять в одиночку сверх психологическим технологиям манипуляторов сегодня трудно, общество должно объединяться и создавать клубы, ассоциации и научно-популярные движения по самопознанию, саморазвитию,   обеспечивая себе и близким психологический комфорт и безопасность.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 2006.
  2. Вачнадзе Г. Агрессия против разума: информационный империализм. М., 1988.
  3. Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в трех томах. М. 1957.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, том 3. М., 2010.
  5. Евгеньева Т.В.. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб. 2007.
  6. Информационные технологии и их воздействие. Аналитическая справка для Общественной палаты РФ. Эксперт Совета Федерации и Комитета по безопасности Госдумы, старший научный сотрудник ИСЭПН РАН, Н.Е.Маркова.
  7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2011.
  8. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб. 2010.
  9. Разумовский С. В поисках допинга. // Московский комсомолец, 29.08.2002.
  10. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н.Засурского. М. 2011
  11. Тарасов К.А. Насилие в фильмах: катарсис или мимесис? Российская наука: “Природой здесь нам суждено…”Под ред. акад.  В.П.Скулачева. М. 2003.
  12. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород. 2007.
  13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб. М. 2012.

 

Анжелика  Цахаева  - Заместитель председателя Общественного совета              

при МВД по РД, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РД

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России