Диалог о суициде и его профилактике

 Причин суицидального синдрома столько, сколько клинических случаев. Круг психических аномалий широк и его исследованием занимаются психиатры. Я буду говорить о психологии.  Так как каждая личность индивидуальна и имеет свой неповторимый путь  и историю развития. Чтобы понять,  что такое суицид (ведь суицид – это отказ от жизни), давайте лучше поговорим о том, что лежит в основе любой человеческой жизни и что составляет её смыслы, цели и ценности.  Я уверена, что активность  мыслительной деятельности и высокий уровень сознания-это жизненный допинг. Согласитесь,  кто много знает, тому жить интересно  и чем больше мы знаем о мире, о себе, о Боге, тем больше хочется узнать ещё,  и сильнее хочется жить. Тогда появляется цель и смысл жизни.     Активность и сознание личности  определяют темп и стратегию не только её развития,  ее жиз­ненно-функциональные высшие способности, но и потребности и мотивы жить,  так или иначе, организовывать перспективы, быт, семью. А здесь, кроме всего прочего,  нужна активная  воля, успешно применяемые прогностические способности, живой  интеллект.  Всё это даёт хорошее образование.

- Значит, образование избавит от суицида?

 - В некоторой степени, да. Но и его должно быть в меру. Перегрузки интеллекта и раннее обучение чреваты эффектом «бомбы замедленного действия», выраженной в синдроме отличника, когда подавленные страхи «не знать, не успеть, не соответствовать» могут взорваться апатией,  депрессивными состояниями и суицидальными потребностями через много лет. Самое страшное при страхе — это отсутствие волевой саморегуляции и самоконтороля. Особо опасен страх бессмысленности жизни. При усугублении жизненными трудностями он приводит к глубокой депрессии и суициду. Трудно смириться с конечностью и мгновенностью нашей жизни в бесконечно красивой вселенной, понять и принять, что нужно активно участвовать в строительстве своей жизни, в радостях и огорчениях находить свой неповторимый   глубокий  смысл, видеть позитив в любой ситуации и радоваться тому малому, что имеешь.

- Какие группы риска можно выделить?

   -   Люди со слабой организацией психической жизни, что приводит к возникновению страхов. Если постараться разобраться в себе и понять, почему мы совершаем те или иные поступки, то придется задать самому себе вопрос: "Что мной управляет?". После долгих поисков каждый придет к выводу о том, что нашим поведением руководят два противоречивых враждующих лагеря: Страх и Желание. Но при суициде они совпадают. Страх продолжать жить или желание всё закончить. Психоаналитики различают экзистенциальные страхи как наиболее сложную  и глубинную  группу страхов, к ним относится  страх смерти. У склонных к суициду он временно «стирается» из активного сознания. Причин временной блокировки много: самоприказ, неосознанные голоса, фобии…

В каждом возрасте есть свои  «движущие силы» развития, они диктуют  интеграл и уровень притязаний, степень удовлетворенности собой, жизнью и способы самовыражения. Психологи,  представители деятельностного подхода, называют причиной развития  личности ведущий вид деятельности, психические новообразования и возрастные кризисы. Последние усугубляются,  когда совпадают с периодом эмоциональных, интеллектуальных, информационных  и социальных перегрузок. Происходит истощение центральной нервной системы, приводящее к стрессу, невротическим состояниям и   психосоматическим нарушениям. Особенную опасность в этом смысле представляет подростковый возраст, т.е. пубертатный период  гормональных выбросов, энергетических перегрузок. Кризис физиологических систем, совпадая с «чувством взрослости» не находит реализации своих потенций, сопровождается сбоем настроений и быстрым нервным «перегревом». Наталкиваясь на стену непонимания, подросток замещает ценности и смыслы, ищет и не находит поддержку взрослых мудрых любимых людей. При отсутствии здорового диалога в семье  или хоть каким – нибудь значимым взрослым, происходит потеря привычных жизненных ориентиров и перспектив на надежду будущего. Зачем, скажите,  ему такое смутное пугающе туманом будущее?

Итак, чтобы вам хотелось жить, жизнь должна быть вкусной. А критерии её качества определяются нами индивидуально.  На кого-то основное (референтное)  влияние  оказывает семья, на другого друзья, на третьего художественные фильмы, глянцевые журналы про гламур заграничный,  революционный музыкальный стиль,  мало ли… Индустрия развлечений и свободной от нравственных, духовных устоев лёгкой иллюзии жизни,  приводит нашу молодёжь в  бытовой материальный тупик. Происходит массированное навязывание чуждых патологических и фальшивых ценностей. Это первое противоречие, с которым сталкивается личность растущая. Может быть, это одна из причин ухода в социальносетевой виртуальный мир знакомств, где я независимый герой, ни к чему не обязывающей дружбы, иллюзорной любви-привязанности. А в сетях есть риск попасть в зону повышенного зомбирования. Мы об этом порассуждаем в другой раз.  Вторым противоречием выделю  иерархический сбой мотивов. Я больше не знаю что для меня хорошо, а что плохо. Этакая толерантность –безразличие, безактивное принятие чужих взглядов, ценностей, норм, «а почему бы и нет». Как интеллигентный человек не хочу сопротивляться. Мир такой, какой есть и не изменить его, ведь кричали родители: «Государство и  Правительство такое-сякое, а оно вот сидит себе. Какие баррикады, борьба – бессмыслица. Наивно». И тогда теряются жизненные перспективы. Человек не хочет получать профессию, создавать семью, ему и деньги-то не нужны или нужны, но очень большие. Запутанное сознание и полный туман в голове. Зачем жить? В обычных обстоятельствах, без ударов судьбы и сильных потрясений, эти вопросы проявляются в юношеском возрасте, тоже как психическое новообразование – систему мировоззрения. Нам нужно время, чтобы её сформировать. А потрясающе живучая педагогическая парадигма эльконинской зоны опережающего развития ввела в школы обучение с 6-ти лет, профессионализацию с 10-ти, не всегда учитывая специфику психологического развития ребёнка. Море информации в рационально жёстком времени детства. Но когда она обрушивается на нас вся  сразу, мы не можем всё  тотчас же “переварить”.  Здесь то и  тонет  интерес  жить – играть вволю, общаться со сверстниками, на каникулах бездумно слоняться.  Вот вам ещё одно противоречие, с одной стороны – ранняя социализация и профориентация сделает наших детей успешными, сэкономит время. Никто же не спорит, что надо бы знать несколько иностранных языков, разбираться в искусстве, основах точных наук. Но с другой стороны, растущему  шестилетнему организму не свойственно по 5-6 часов в сутки сидеть, он развивается только в движении.

 - А теперь о влияниях наркотиков на трансформации сознания, приводящие  к жизненному краху. Надо знать, что это вредно и нельзя. Легче людям религиозным - у них есть границы, табу. Грех и всё тут. А молодому интеллектуалу, знающему всё о нейроне, строении атома,  синтезирующему ЛСД на кухне, нужно  что-то большее. Надо торопиться жить. Легко советовать - Торопись жить! Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плэйеры, электрические консервные ножи. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и страховку. Выбирай недвижимость и аккуратно выплачивай налоги. Выбери свой первый дом. Выбирай своих друзей. Выбери себе курорт и шикарные чемоданы. Выбери костюм-тройку лучшей фирмы из самого дорогого материала. Выбери  тачку, чтобы было чем заняться воскресным утром, например, мыть ее. Выбери удобный диван, чтобы развалиться на нем и смотреть отупляющее шоу. Набивай свое брюхо всякой всячиной. Выбери загнивание в конце всего и вспомни со стыдом напоследок прожитую жизнь. «Выбирай будущее!!. Выбирай жизнь!!.»-кричат плакаты и баннеры, на увешанных ими улицах.

 -  Суицид – это не социальный протест.  Признайтесь себе, вот если отсеять твое право на выбор, и то для  чего тебя выдрессировали хотеть - чего ты хочешь? Тогда  можно ответить на вопрос – зачем ты живёшь. Смысл жизни отличается  у разных людей, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Поскольку каждая жизненная ситуация бросает вызов только тебе  и ставит  перед проблемой, требующей решения. Объявляя, что человек- творец ответственности и должен актуализировать  и выявить  потенциальный смысл своей жизни, я хотела подчеркнуть, что истинный смысл жизни скорее можно найти в мире, в улучшении себя, в шлифовке своих могу, хочу и надо.

Единственный реальный свет в жизни исходит от знаний. Хорошо, если тебе их дадут. Тогда возьми сам. Читай книги. Посещай занятия. Там, правда, иногда  показывают что-то чёрно-белое. Впрочем, это чёрно-белое «кино», так что иначе и быть не может... был бы телевизор цветной, всё было бы иначе, и жизнь была бы цветная. ДА? то есть, какой ты - такая и жизнь.

Ведь и Вы недоучились в наших университетах,   неужели и вы думаете,  что, то что этому преподавателю, который ни на один вопрос ответить не может, по чужой книге читает лекцию, но так бессовестно назначает прейскурант ваших незнаний,   следует подражать? У тебя есть выбор – сопротивляться, бороться за свои права, «рвать» их своими знаниями и характером. Законными методами выявлять и позорить взяточников с учёными степенями.   Но все Мы терзаемы какими-то  опасениями. А бороться надо! Мы ведь не белые мыши, это наш город! Страна тоже наша! Наша жизнь! Жизнь придумала золотое правило -  мышеловка никогда не бегает за мышью!

-Что же делать?

-Менять всю систему образования и быстро. Менять своё отношение к закону и преступлению. Жить надо по правилам. Преступление в любом виде - это вред обществу и с этим нужно бороться нам всем.   Каждый родитель и учитель должен понимать, что здоровье и экология ребёнка бесценны и  безвозвратно разрушимы. МВД, какие бы талантливые и оперативные люди там не работали в одиночку это министерство не может обеспечить нам законность и порядок повсеместно. Только мы  вместе, сообща.

Но не всё так плохо. Сегодня появилось новое поколение  самодостаточно успешно справляющееся со свои­ми жизненными задачами в кризисном социуме, адаптивных здоровых молодых людей  и других — нуждающихся в психологической помощи и  поддержке. Это для них нужно создавать благоприятный климат в малом классном коллективе, где учатся по 10-12 человек, с перерывами на валиопсихологические  и физические упражнения. Для них ввести должность семейного психолога в районных  поликлиниках. Для них разрабатывать индивидуальную трассу развития и обучения, а наука позволяет делать это сегодня. Создавать службы психологического сопровождения, просвещения и помощи. Мы должны научить человека звать на помощь специалистов. 

      - Что посоветовать?

Нарушу профессиональную  заповедь - Психологи не дают советов. Это если они равнодушные сухари, а Я даю их с удовольствием: Торопись жить! Не ленись, делай Добро людям ради себя самого. Ведь приятнее видеть счастливые улыбающиеся лица. Делай только то, за что потом не будет стыдно. Лучше советуйся со старшими. Делай только то, что духовно поднимает тебя. Не трать время попусту. Только другой человек станет источником твоего  счастья! И кто это будет заранее,  не известно, поэтому делай добро  каждому  как самому себе. Другой должен быть добрее, умнее, лучше тебя, тогда развитие удвоит свои темпы. И жизнь пройдёт не зря. У счастья нет возраста, национальности и срока! Это твой ответ самому себе – хочу ли я быть счастливым?  Быть добрым – это счастье… Никогда не страдай от одиночества. Суррогат общения, встречи с кем попало, болтовня ни о чём - разрушительны. Береги себя, потому что Жизнь человеческая, пребывание на Земле в виде говорящего существа слишком уникальна, а время отмерено так кратко, что жаль тратить его на болезни и страхи. Я верю, что наступит время, когда человек поймёт, что только  бескорыстная любовь,  направленная  на чужого ребёнка и взрослого, больного и здорового, счастливого и несчастного необременительна, она может лечить,  развивать,  облагораживая всех!

 Мы должны, наконец,  осознать свою личную  человеческую ответственность за  судьбу Другого растущего  человека.

 

Анжелика Амировна Цахаева,

доктор психологических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РД,

зав.каф. общей и педагогической психологии ДГПУ

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России