Решение Советского районого суда г.Махачкала о признании незаконным отказа МВД по Республике Дагестан в приеме на службу

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2017 года  №

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Н.Х.

судей И.Д. и Ш.М.

при секретаре Ш.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе P.P. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 08 декабря 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Р.Р. о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел Республики Дагестан в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязании Министерства внутренних дел по Республике Дагестан принять истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156, Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее Закон о внесении изменений) на должность, соответствующую уровню квалификации, деловых, профессиональных и личных качеств, а именно: на должность заместителя начальника отдела УКОН МВД Республики Дагестан или же на старшего оперуполномоченного УКОН МВД Республики Дагестан, предложенную в период рассмотрения вопроса о переводе из органов наркоконтроля в МВД по Республике Дагестан, обязании МВД по Республике Дагестан либо Ликвидационной комиссии ФСКН РФ по Республике Дагестан включить в стаж выслуги лет время вынужденного прогула в период с 1 июня 2016 года по 1 сентября 2016 года, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан И.Д., объяснения представителя МВД по Республике Дагестан  Р.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 P.P. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156, Закона о внесении изменений на должность, соответствующую уровню квалификации, деловых, профессиональных и личных качеств, обязании МВД по Республике Дагестан либо Ликвидационной комиссии ФСКН РФ по Республике Дагестан включить в стаж выслуги лет время вынужденного прогула в период с 1 июня 2016 года по 1 сентября 2016 года.

В обоснование исковых требований указал, что являлся сотрудником УФСКН по Республике Дагестан. Указом Президента Российской Федерации № 156 от 5 апреля 2016 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. 31 мая 2016 года приказом начальника УФСКН РФ по Республике Дагестан № 130-лс он уволен со службы по подпункту 7 пункта 142 Положения «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ». В конце мая 2016 года им был написан рапорт на имя Министра внутренних дел по Республике Дагестан о принятии на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации  № 156. Письмом МВД по Республике Дагестан от 29 июля 2016 года № ему отказано в приеме на службу в органы внутренних дел без указания причин и оснований, что является грубым нарушением Трудового кодекса Российской Федерации. В устном порядке ему сообщили, что такое решение принято по результатам изучения информации, полученной из оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности МВД по Республике Дагестан.

Данный отказ ответчика считает незаконным в связи с тем, что устные доводы о непринятии на службу в органы внутренних дел являются несостоятельными и не соответствующими требованиям федерального закона, а отсутствие у ответчика официальной письменной аргументации об отказе в приеме на службу является необоснованным ограничением в трудовых правах.

Согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации № 156 МВД Российской Федерации является правопреемником упраздненной ФСКН России, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации № 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить па службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Статьей 33 Закона о внесении изменений установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», проверочных мероприятий в отношении сотрудников.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе P.P. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие  порядок перевода и принятия в органы внутренних дел Российской Федерации сотрудников упраздненной ФСКН России, приведенные им в обоснование иска. Установленные в ходе проверки оперативно-розыскной частью результаты не могут быть использованы в отношении сотрудников ФСКН в качестве ограничения при поступлении на службу в органы внутренних дел в порядке предусмотренном Законом о внесении изменений. Административные правонарушения, допущенные И.И., к нему не имеют никакого отношения. Суд заведомо незаконно принял позицию стороны ответчика, а также сделал необоснованные выводы о наличии в отношении него препятствий для поступления на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием требованиям, предъявленным к личным и деловым качествам сотрудника органов внутренних дел.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель МВД по РД  Р.А., указывая на законность и обоснованность решения суда, просит решение суда оставить без изменения.

Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания  P.P. в судебное заседание не явился. Суд, совещаясь на месте, определил, рассмотреть дело в отсутствие  P.P.

Поверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан №  от 31 мая 2016 года, на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля  2016 года №  «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», рапорта истца  P.P. о переводе в органы внутренних дел, истец уволен со службы в органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании подпункта 7 пункта 142 Положения «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденного Указом. Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с письмом МВД по Республике Дагестан от 29 июля 2016 г. № P.P. отказано в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по тем основаниям, что при проведении проверки были установлены препятствия для поступления его на службу в органы внутренних дел в связи с его несоответствием требованиям, предъявляемым к личным и деловым качествам сотрудника органов внутренних дел.

Данный отказ ответчика оспорен истцом P.P. в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд признал действия ответчика законными, указав на следующие обстоятельства.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. №156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена с 31.05.2016г., ее функции и полномочия, а также штатная численность переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 4 Указа, на основании которого истцом подан рапорт о приеме его на службу в органы внутренних дел РФ, установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Однако порядок приема изъявивших желание перейти на службу в органы внутренних дел в порядке перевода данным Указом не установлен.

Более того, данный Указ не возлагает на Министерство внутренних дел Российской Федерации безусловной обязанности по приему на службу в органы внутренних дел всех изъявивших желание поступить на службу сотрудников упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Поскольку из данного Указа иного не следует, порядок приема на службу в органы внутренних дел должен осуществляться в соответствии со специальными правовыми нормами, регулирующим и порядок приема на граждан на службу в органы внутренних дел.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон о службе) (часть I статьи 2 Закона).

В соответствии со статьей 17 Закона о службе  на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие  квалификационным    требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в судебных постановлениях о том, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06 июня 1995 г. N 7-П, Определения от 21 декабря 2004 г. N 460-0, от 16 апреля 2009 г. N 566- 0-0, от 21 март 2013 г. N421-0).

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что реализация Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 в части, касающейся приема сотрудников наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, возможна только в порядке, предусмотренном Законом о службе.

Порядок приема на службу в органы внутренних дел РФ установлен Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 года   №386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел РФ», которым утверждена Инструкция о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Глава четвертая данной Инструкции предусматривает проверку кандидатов на службу в органы внутренних дел. Пункт 38 Инструкции предусматривает дополнительную проверку в отношении лиц ранее проходивших службу в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки оперативно-розыскной частью собственной безопасности МВД по Республике Дагестан истец  P.P. не был рекомендован для приема на службу.

В ходе указанной проверки получена информация о неоднократном привлечении  P.P. к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, в том числе в виде лишения права управлять транспортным средством (дважды: сроком на 4 и 2 месяца).

Кроме того, согласно справке по результатам психофизиологического исследования с применением полиграфа (CПФИ) получена ярко выраженная и устойчивая психофизиологическая реакция при ответе P.P. на вопросы, касающиеся употребления наркотических средств и получения незаконных денежных средств и цепных подарков при осуществлении служебной деятельности.

Указанные обстоятельства не отрицались истцом, как в ходе суда первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы  P.P. о незаконном проведении ответчиком проверки в отношении него являются несостоятельными, поскольку истец претендовал на работу в порядке перевода, в связи с чем ответчик имел полное право на получение о нем информации о достоверности сообщенных им сведений в рамках пункта 2 статьи 19 Закона о службе.

Принимая во внимание изложенное, учитывая фактические обстоятельства, послужившие основанием для отказа истцу в приеме на службу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  P.P. - без удовлетворения.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России