О признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 сентября 2017г. по делу

 

Судья: Ш.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Н.Х.,

судей А.В., Э.З.,

при секретаре Ш.А.,

рассмотрела гражданское дело в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Дагестан по доверенности Р.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 17 апреля 2017 года, которым постановлено:

«1.Исковые требования У.К. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, а также взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации У.К.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел У.К. в порядке перевода на должность соответствующее уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 1 июня 2016 года.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу У.К. заработную плату за время вынужденного прогула с 1 сентября 2016 года по 17 апреля 2017 года и компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В остальной части в иске У.К. отказать.

2.      Исковые     требования И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации И.А.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел И.А. в порядке перевода на должность, соответствующее уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан включить в стаж- выслуги службы время вынужденного прогула с 1 июня 2016 года.

3.      Исковые     требования Э.Т. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел порядке перевода включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Э.Т.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел Э.Т. в порядке перевода на должность, соответствующее уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональными навыкам и знаниям.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 1 июня 2016 года.

4.      Исковые требования Ш.Ф. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании-Незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода включении в его стаж выслуги службы время вынужденного прогула, и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан о переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Ш.Ф.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел Ш.Ф. в порядке перевода на должность соответствующее уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан включить в стаж выслуги службы время вынужденного прогула с 1 июня 2016 года.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу Ш.Ф. компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.

В остальной части иска об удовлетворении требований взыскания компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан А.В., объяснения истцов У.К., Ш.Ф., просивших решение суда оставить без изменения, представителя МВД по Республике Дагестан Р.А., просившей решение суда отменить и принять по делу новое решение, судебная коллегия

 

установила:

 

У.К., Ш.Ф., И.А., Э.Т., обратились в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода включении стаж выслуги службы время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В суде первой инстанции У.К дополнил исковые требования, также просил взыскать с МВД по Республике Дагестан заработную плату за время вынужденного прогула и обязать МВД по Республике Дагестан предоставить очередной отпуск за 2016 год со дня заключения контракта и признать незаконными действия должностных лиц МВД по Республике Дагестан, связанные с использованием переданных из ОСБ Управления в ОРЧ СБ МВД по Республике Дагестан сведений, при решении вопроса о приеме (отказе) на службу в ОВД в порядке перевода сотрудников Упраздненной ФСКН.

В обоснование заявленных требований указали, что ответчик отказал им в приеме на службу в органы внутренних дел России и заключении трудового договора. 31 мая 2016 года приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и их рапортов о переводе в органы внутренних дел истцы были уволены со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации №156 от 05.04.2016 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Функции и полномочия, а также штатная численность упраздненной Федеральной службы в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 2 Указа Президента РФ № 156 переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации № 156 МВД России является правопреемником упраздненной ФСКН России, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации № 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2016г. № 321 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" установлена предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации, которая увеличена за счет штатной численности упраздненных ФСКН России и ФМС России. Исходя из смысла ст. 53 Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", до вступления в силу федерального закона, регламентирующего порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенности прохождения службы в указанных органах устанавливаются Президентом Российской Федерации. Статьей 3 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон О полиции ), Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; б) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

С учетом изложенного, считают, что они необоснованно лишены трудовых и социальных гарантий, предусмотренных, законом при ликвидации государственного органа. Полагают, что информация, содержащаяся в уведомлении необъективна и не состоятельна, а отказ в приеме на работу является незаконным по следующим причинам.

В период с 5 апреля 2016 года по 31 мая 2016 года ими, как и другими сотрудниками Управления ФСКН России по Республике Дагестан, изъявившими желание перейти на службу в МВД России, через отдел кадров УФСКН России по Республике Дагестан в МВД по Республике Дагестан были представлены рапорты и заявления с просьбой принять на службу в органы внутренних дел, о согласии на обработку персональных данных, а также анкета. Каких-либо заведомо ложных сведений о себе и родственниках в анкете они не указывали, указанные в анкете лица судимости не имели и не имеют, идеологии экстремизма и терроризма не придерживаются. Будучи сотрудниками органов наркоконтроля они каких-либо ограничений для прохождения службы не имели и также не имеет ограничений для прохождения службы в органах внутренних дел. По этой причине представленные им документы никак не могли являться основанием для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, в связи с чем, ссылка в уведомлении на результаты рассмотрения представленных кандидатом документов считают не состоятельными.

Министерство внутренних дел России, в свою очередь, как правопреемник ФСКН России, а в частности ее структурное подразделение - Министерство внутренних дел по Республике Дагестан, в нарушение требований Федерального закона от 3 июля 2016г.  № 305-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации №156 о передаче (п.п. "б" п.3 Указа) штатной численности ФСКН России без сокращений (пп. "б" п. 2 Указа), предоставившего сотрудникам ФСКН России право продолжить службу в органах внутренних дел без испытательного срока и переаттестации, не приняло их в порядке перевода в органы внутренних дел.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» проверочных мероприятий в отношении сотрудников не устанавливает.

Несмотря на это, и на то обстоятельство, что все необходимые для изучения анкетные данные имелись в личных делах, помимо проведения полиграфа, МВД по Республике Дагестан обязало сотрудников УФСКН Российской Федерации по Республике Дагестан пройти полное анкетирование сотрудников, с указанием всех близких родственников и родственников супруги, и с вынужденного письменного согласия сотрудников, без разъяснения оснований, занималось обработкой персональных данных сотрудников, желающих перейти на службу в органы внутренних дел.

В связи с этим полагают, что устные доводы о непринятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации являются несостоятельными и не соответствующими требованиям федерального закона, а отсутствие у ответчика официальной письменной аргументации об отказе в приеме на работу является необоснованным ограничением в трудовых правах, не связанным с деловыми качествами.

С 1 июня 2016 года лишены права и возможности самостоятельно трудоустроиться, поскольку они изъявили желание проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел.

Считают, что при рассмотрении вопроса поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ошибочно (либо намеренно) применены нормы Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие общие правила правоотношений, связанных с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в то время как по отношению к уволенным сотрудникам упраздненной ФСКН России подлежат применению специальные нормы Федерального закона от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", и нормы Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156, обладающие приоритетом по отношению к общей норме в силу специальной нормы и в силу нормы закона, принятой позднее по времени.

Данные положения применения норм закона установлены Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 439-0, в котором закреплено правило о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

В приведенном Определении указано, что в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии.

Согласно пункту 2 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. №613), прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с данным Положением.

В соответствии с п.3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 12 апреля 2005г. №115, письменное согласие на перевод в органы внутренних дел требуется при увольнении конкретного сотрудника по п.п. 7 п. 142 Положения, тогда как Указ Президента Российской Федерации №156 от 5 апреля 2016 г. касается всех сотрудников ФСКН России, и именно данный Указ является письменным гарантом перевода сотрудника органов наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России в органы внутренних дел при изъявлении такого желания. МВД России является правопреемником ФСКН России, в связи с чем отдельного письменного согласия на перевод сотрудника ФСКН России в органы внутренних дел не требуется.

Федеральным законом от 3 июля 2016г. №305-ФЗ, а также Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016г. №156 предусмотрен специальный порядок приема на службу сотрудников упраздненной ФСКН России и данными нормами установлены более широкие гарантии, предоставлены большие права и свободы граждан. В связи с этим полагают что иные, ранее изданные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты, касающиеся поступления на службу в органы внутренних дел России, не должны применяться при решении вопроса о приеме уволенных из ФСКН России сотрудников, изъявивших желание перейти на службу в органы внутренних дел России. Каких-либо ограничений для сотрудников наркоконтроля, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел, в названных правовых актах не содержится.

Порядок поступления граждан на службу в органы внутренних дел предусмотренный Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (глава 4), в полном объеме соблюден не был, что подтверждает доводы о незаконности применения Министерством внутренних дел по Республике Дагестан  порядка приема в органы внутренних дел сотрудников упраздненной ФСКН России, предусмотренного Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П, определения от 21 декабря 2004 года № 460-0 и от 16 апреля 2009 года № 566-0-0). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Между тем, ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ, идентичны ограничениям в приеме на службу в органы наркоконтроля и при ее прохождении, установленным Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. №613.

Полагают, что все сотрудники, изъявившие желание перейти из ФСКН России в МВД России в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 и Федеральным законом от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ, при поступлении на службу в органы наркоконтроля прошли необходимую процедуру проверки и подтверждали свою профпригодность в ходе прохождения аттестации и других проверочных мероприятий в ходе службы, а также не имели на момент увольнения каких-либо ограничений, препятствующих прохождению службы как в органах наркоконтроля, так и в органах внутренних дел России. В связи с этим, каких- либо установленных законодательством ограничений, которые бы препятствовали дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, не имеется. Данная ситуация также связана с результатами вывода комиссии по профессиональному и психологическому отбору МВД по Республике Дагестан, основанному, в том числе, и на сведениях, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, являющихся частью всего объема проверочных мероприятий. Такие сведения могли поступить из Управления ФСКН России по Республике Дагестан (отдела собственной безопасности, которым руководил М.), либо из оперативно-розыскной части по линии собственной безопасности МВД по Республике Дагестан. Каких-либо действий, порочащих честь сотрудника полиции, препятствующих поступлению на службу и прохождению службы в МВД России не совершали и потому готовы отстаивать свои права всеми доступными законом средствами. Использование в рассматриваемом случае результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий также противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156, которым не предусмотрено проведение проверочных мероприятий и ограничений для поступления на службу, связанных с какими-либо проверками, и Федеральному закону от 3 июля 2016 г.№ 305-ФЗ. Сотрудники упраздненной ФСКН России в силу вышеназванного Указа и Закона имеют больший объем прав и обладают более широкими гарантиями по сравнению с остальными гражданами, не обладающими специальным статусом и правами в отличие от сотрудников, состоявших на службе в органах наркоконтроля.

Незаконные действия МВД по Республике Дагестан привели, по сути, к лишению права перейти на службу в органы внутренних дел. Использование полученной какой-либо компрометирующей информации, не повлекшей назначения служебной проверки, привлечения к дисциплинарной ответственности, административного либо уголовного преследования, а также не нашедшей своего подтверждения в результате проведения служебных проверок, либо административного, уголовного преследования для решения вопроса о переводе сотрудников упраздненной ФСКН России в МВД России не соответствует нормам права и одной из основ конституционного строя России, закрепленной в ст.1 Конституции России, признавшей Россию демократическим федеративным правовым государством.

Заявленную позицию о незаконности действий (бездействия) МВД по Республике Дагестан при решении вопроса об отказе в приеме в органы внутренних дел России, как сотрудника упраздненной ФСКН России, подтверждает также сравнительный анализ частей 1, 5, 6, 7 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ (далее - Закона). Положения этой статьи Закона во взаимосвязи с сохраняющим свою силу Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 не предусматривают возможности отказа в приеме на службу в порядке перевода.

Согласно части 1 статьи 33 Закона следует, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период. Часть 5 указанной статьи Закона закрепляет право сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения подать заявление в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа об изменении основания увольнения в связи с переводом в другой государственный орган на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля.

Следовательно, в данной статье вообще не говорится о праве работодателя увольнять сотрудника органов наркоконтроля при процедуре перевода в органы внутренних дел. Часть 5 статьи 33 Закона во взаимосвязи с частью 1 ст. 33 Закона закрепляет право сотрудника, например, в случае отказа с предложенной должностью в МВД по Республике Дагестан либо при наличии у сотрудника другой работы (службы), подать заявление в ликвидационную комиссию об изменении основания увольнения. То есть часть 5 ст. 33 Закона предусматривает процедуру изменения основания увольнения, но не право работодателя отказывать в приеме на службу. В то же время, часть 6 ст. 33 Закона, предусматривающая процедуру перевода федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в органах наркоконтроля и Федеральной миграционной службе, предоставляет именно работодателю право определять переводить с письменного согласия этих федеральных государственных гражданских служащих на иные должности федеральной государственной гражданской службы в органах внутренних дел или в других государственных органах в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы либо освобождать от замещаемых должностей и увольнять с федеральной государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Аналогичный порядок трудоустройства (т.е. порядок, предоставляющий право работодателю определять принимать либо не принимать на работу) предусмотрен частью 7 ст. 33 Закона в отношении работников органов наркоконтроля и Федеральной миграционной службы. Помимо этого, о необходимости применения к сотрудникам упраздненной ФСКН России порядка перевода, установленного именно Федеральным законом от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156, а не Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ, служит отсутствие в последнем вообще понятия и процедуры перевода сотрудников иных федеральных органов исполнительной власти в органы внутренних дел, за исключением статьи 30.1, введенной Федеральным законом от 3 июля 2016г. №227-ФЗ, действие которой распространяется на сотрудников органов внутренних дел, сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому . регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2006г. №173-0 указано, что из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 1995 года N 7-П по деду о проверке конституционности абзаца второго части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" и носящей общий характер, законодатель вправе устанавливать особые условия увольнения со службы не только сотрудников органов внутренних дел, но и имеющих сходный с ними правовой статус сотрудников иных правоохранительных органов (в частности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а до 1 июля 2003 года - и федеральных органов налоговой полиции).

Именно такие особые условия увольнения были закреплены оспариваемым заявителем законоположением, адресованным тем сотрудникам" налоговой полиции, которые в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации непосредственно после своего увольнения, выразив соответствующее желание, зачислялись без испытательного срока на службу, в частности в органы внутренних дел, т.е., по существу, переходили из упраздненных федеральных органов налоговой полиции на службу в эти органы. В таких случаях сотрудникам налоговой полиции предоставлялась возможность сохранить служебно-трудовые отношения, а также гарантии, которыми не пользовались другие лица, поступающие на государственную службу в общем порядке. Тем самым подлежавшим увольнению сотрудникам налоговой полиции было предоставлено право выбора - быть уволенными- со службы без продолжения служебно-трудовых отношений и получить все предусмотренные Положением о прохождении в органах налоговой полиции Российской Федерации выплаты либо поступить на: службу в органы внутренних дел и воспользоваться гарантиями, предусмотренными статьей 54 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления. Следовательно, оспариваемое в жалобе законоположение в системной связи с другими нормами названного Федерального закона фактически гарантирует сохранение служебно-трудовых прав указанным сотрудникам в рамках вновь возникших служебно-трудовых отношений. Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ, а также Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016г. № 156, аналогичным образом фактически гарантируют сохранение служебно-трудовых отношений и не предполагают возможности отказа в приеме на службу лиц, желающих перейти из ФСКН России в МВД России Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ "О полиции" обязывает полицию соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом (ст.ст. 5 и 6 Закона). Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2      «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»), определено, что если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не, соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).

В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Считают, что отсутствие у ответчика аргументации об отказе в приеме их на работу и отказ в приеме их на службу в органы внутренних дел России является необоснованным ограничением их в трудовых правах, не связанным с их деловыми качествами.

В соответствии со статей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Полагают, что ответчиком нарушены положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156, трудовое законодательство и их права, содержащиеся в ст. ст. 22, 64 ТК РФ. Просят суд признать незаконным отказ ответчика - Министерства внутренних дел Республики Дагестан, в приеме его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязать принять их на службу в порядке перевода, включении стаж выслуги службы время вынужденного прогула, а также взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В судебном заседании истцы УК., И.А., Э.Т., Ш.Ф., поддержали иск по указанным основанием и просили удовлетворить в. полном объеме. Представитель ответчика просит в иске отказать, по основаниям изложенным в возражениях, где указывает, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее Указ) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России) упразднена (пункт 1). Функции и полномочия, а также штатная численность упраздненной ФСНК РФ переданы МВД России (подпункты «а», «б» пункта 1).  Далее в целях реализации вышеупомянутого Указа, был издан Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2016г. №321 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. №300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации». Данным указом установлена предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 067 876 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел в количестве 872 970 человек, федеральных государственных служащих 17 376 человек и работников 177 530 человек.

Подпунктом «б» пункта 4 Указа №156 установлено, что сотрудники органов, наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

При этом Указ №156 не устанавливает обязанность органов внутренних дел принимать на службу сотрудников ФСКН без проведения установленных  законодательством проверочных мероприятий.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно: под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Заключение договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Законодательство не содержит также норм обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, если судом будет установлено, что работодатель отказал в приёме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Поскольку из вышеназванного Указа иного не следует, порядок приема на службу в органах внутренних дел должен осуществляться в соответствии со специальными правовыми нормами, регулирующими порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон О службе) (часть. 1 статьи 2).

В соответствии со статьей 17 Закона о службе на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Из статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заключение трудового договора является правом, а не обязанностью работодателя.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в судебных постановлениях, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от б июня 1995 г. № 7-11. Определения от 21 декабря 2004 г. № 460- 0. от 16 апреля 2009 г. № 566-0-0. от 21 марта 2013 г. №421-0).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о службе определяет контракт о прохождении службы в органах внутренних дел как соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Часть 2 статьи 21 Закона о службе устанавливает, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином (сотрудником органов внутренних дел) возникают на основании контракта в результате: поступления на службу в органы внутренних дел по результатам конкурса; зачисления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний: назначения на должность в органах внутренних дел; восстановления в должности в органах внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что правоотношения между органом внутренних дел и гражданином возникают по строго определенным в законе основаниям по соглашению, заключенному между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, которое оформлено соответствующим контрактом.

Такого основания для приема на службу в органы внутренних дел как перевод гражданина в органы внутренних дел из других органов, вышеназванный закон не предусматривает.

При таком правовом регулировании, реализация Указа Президент Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №156, в части касающейся приема сотрудников наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, возможна только в порядке, предусмотренном Законом о службе.

Считает, что для увольнения сотрудника наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел необходимо не только его желание, но и подтверждение приема такого сотрудника руководителем органа внутренних дел, которое в данном случае отсутствует.

МВД по Республике Дагестан соответствующее уведомление в Управление ФСКН России по Республике Дагестан о подтверждении приема истцов на службу в органы внутренних дел не направляло, следовательно, МВД по Республике Дагестан обязательств по приему на службу истцов на себя не принимало. Телеграммой за подписью начальника ДГСК МВД России в адрес начальников подразделений по работе с личным составом было предписано истребовать из упраздняемой ФСКН России списки и справки-обьективки сотрудников изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел и направить полученную информацию в подразделения собственной безопасности для получения рекомендаций о возможности приема на службу в органы внутренних дел.

Далее, кадровым подразделением и оперативно-розыскной частью МВД по Республике Дагестан (ОРЧ СБ МВД по РД) были осуществлены проверочные мероприятия в соответствии с Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595. а -также Приказа MBД России от 2 января 2013 г. №1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Рассматривая заявления истцов о приеме на службу в органы внутренних дел и отказывая им в приеме, ответчик в лице уполномоченного должностного лица принял во внимание то, что ОРЧ СБ МВД по РД не были рекомендованы для приема на службу. Отказ в приеме на службу в органы внутренних дел был основан на несоответствии требованиям части 1 статьи 17 закона о службе характеризующих личные и должностные качества.

Согласно списку ОРЧ СБ МВД по РД считают указанных истцов в прием на служб ОВД нецелесообразным.

Самедов Ш.Ф. неоднократно 26 раз привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Часть 1 и часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» регламентируют в отношении принимаемых на службу в органы внутренних дел сотрудников прием на службу в порядке перевода (без испытательною срока- переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора) и порядок заключения, с ними контракта.

Вместе с тем, частью 5 статьи 33 указанного Федерального закона установлены гарантии сотрудникам органов наркоконтроля, уволенным со службы в связи с переводом в другой государственный орган и не принятым на службу в органы внутренних дет в течение трех месяцев со дня увольнения (изменение основания увольнения, выплата компенсационных выплат).

Таким образом, по смыслу названных норм, нормативные акты, принятые в связи с упразднением ФСКН России не гарантируют всем без исключения сотрудникам органов наркоконтроля дальнейшее продолжение службы в органах внутренних дел не устанавливают для органов внутренних дел обязанности по приему таких сотрудников на службу и предусматривают отдельные гарантии для сотрудников, уволенных из органов наркоконтроля в порядке перевода и не принятых впоследствии на службу в органы внутренних дел.

         Судом постановлено приведенное выше решение.

         В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Дагестан по доверенности Р.А просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, ввиду неправильного толкования и применения судом нормативных актов, принятых в связи с упразднением ФСКН России.

Истцы И.А., Э.Т. в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке имеются.

Удовлетворяя заявление истцов, суд первой инстанции, указал, что из представленных ими документов следует, что оснований препятствующих приему истцов на службу, у МВД по Республике Дагестан отсутствуют. Соответственно суд пришел к выводу, что ответчиком необоснованно осуществлены проверочные мероприятия по отбору кандидатов для прохождения службы в органах внутренних дел, которые применимы для вновь принимаемых сотрудников в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ, в то время как сотрудники наркоконтроля подлежали приему на службу в порядке перевода.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы, сделаны судом первой инстанции с нарушениями норм материального права, которые выразились в следующем.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016г. N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон , от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля, такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 3-05-ФЗ).

Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011-г. N 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г, N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.

Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-Г1; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-0, от 16 апреля 2009 г. N 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. N 1547-0-0 и от 3 июля 2014 г. N 1405- О).

Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-Ф3 наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.

Телеграммой за подписью начальника ДГСК МВД России B.JI. от 14 апреля 2016 г. в адрес начальников подразделений по работе с личным составом было предписано истребовать из упраздняемой ФСКН России списки и справки - объективки сотрудников изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел и направить полученную информацию в подразделения собственной безопасности для получения рекомендаций о возможности приема на службу в органы внутренних дел.

Далее, кадровым подразделением и оперативно-розыскной частью МВД по Республике Дагестан (ОРЧ СБ МВД по РД) были осуществлены проверочные мероприятия в соответствии с Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 18 июля 2014 г, № 595, а также Приказа МВД России от 2 января 2013 г. №1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Рассматривая заявления истцов о приеме на службу в органы внутренних дел и отказывая им в приеме, ответчик в лице уполномоченного должностного лица принял во внимание то, что ОРЧ СБ МВД по РД не были рекомендованы для приема на службу (письмо от 1 июня 2016 г. №14/1959).

Отказ в приеме на службу в органы внутренних дел был основан на несоответствии истцов требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ характеризующих личные и деловые качества.

Так, в период службы в Управлений ФСКН России по Республике Дагестан И.А. 5 раз привлекался к дисциплинарной ответственности. Согласно справке о результатах СПФИ с применением полиграфа от 13 мая 2016 года в отношении И.А. наблюдалась реакция на вопросы об употреблении наркотических средств. По сведениям ИЦ МВД по Республике Дагестан истец привлекался к административной ответственности 9 декабря 2012 года по 4.1 ст. 12.26 КоАП РФ в виде лишения права управления т/с. Факт привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП РФ истец не оспаривал.

В период службы в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан Э.Т. 5 раз привлекался к дисциплинарной ответственности. По результатам СПФИ, ярко выраженная и устойчивая психофизиологическая реакция получена при ответе на вопрос о совершении противоправных поступков на службе, за которые могла последовать уголовная ответственность, использование служебного положения в корыстных целях, в том числе для получения дополнительного несанкционированного материального дохода (письмо ОРЧ СБ МВД по РД  прилагается).

В период службы в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан У.К. 3 раза привлекался к дисциплинарной ответственности. По результатам проведенной проверки оперативно-розыскной частью собственной безопасности МВД по Республике Дагестан У.К. был не рекомендован для приема на службу в органах внутренних дел в связи с несоответствием истца требованиям, предъявляемым к личным и деловым качествам-сотрудника органах внутренних дел (письмо ОРЧ СБ).

В ходе проверки оперативно-розыскной частью собственной безопасности МВД по Республике Дагестан в отношении Ш.Ф, получена информация о том, что истец 26 раз привлекался к административной ответственности, из них 10 административных нарушений за 2016 г. (08.03.2012 лишение прав управления ТС на 4 мес. по ст. 12,15 ч.4 КоАП РФ, от 08.05.2013 штраф за несоблюдение требований дорожных знаков по ст. 12.16 ч.1 КоАП РФ, от 18.05.2013 по ст. 12.29 4.1 КоАП РФ, от 31.07.2013 по ст. 12.19. ч.1 КоАП РФ за нарушение правил остановки, от 04.01.2015 г. по ст. 12.4 ч.2 КоАП РФ за установку на транспортном средстве спец. световых, звуковых сигналов, от 20.01.2016, от 23.01.2016, от 26.01.2016, от 27.01.2016, от 28.01.2016, от 31.01.2016, 03.02.2016 по ст. 12:9 ч.2 КоАП РФ за превышение скорости движения, 15.06.2016 г. ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ за выезд на сторону встречного движения и т.д.).

Факт привлечения к неоднократной административной ответственности по указанным статьям КоАП РФ истец не оспаривает При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу норм права, регулирующую  спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем Органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, выводы суда о незаконности решения Министерства внутренних дел Республики Дагестан, обладающего правом принятия кадровых решений, об отказе истцам в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации являются неправомерными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, представление дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает необходимым постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, не возвращая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований У.К., И.А., Э.Т., и Ш.Ф. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода, включении стаж выслуги службы время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России