О признании незаконным отказа в приеме на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода по апелляционной жалобе

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 декабря 2017 года по делу №

 

 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего   Н.Х.,

Судей Э.З. и А.В.

при секретаре  Э.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску  Д.Н. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода по апелляционной жалобе представителя ответчика  Р.А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Д.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел Республики Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Д.Н.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан принять на службу в органы внутренних дел Д.Н. в порядке перевода на должность соответствующее уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Н.Х., выслушав объяснения представителя МВД по Республике Дагестан по доверенности Р.А., просившего отменить решение суда и в удовлетворении иска отказать, возражения   Д.Н., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, Судебная коллегия,

 

Установила:

 

 Д.Н. обратился в суд с - иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в приеме на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации на основании подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации №156 от 5 апреля 2016г. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», указывая, что ему ответчик незаконно отказал в приеме на службу в органы внутренних дел России и заключении трудового договора.

Иск мотивирован тем, что 31 мая 2016 года приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее «Указ №156) и его рапорта о переводе в органы внутренних дел был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Несмотря на изъявленное желание служить в органах внутренних дел, ему в принятии на службу было отказано.

Данный отказ не был мотивирован, в то время как Указом Президента № 156 от 5 апреля 2016 г. предусмотрен обязательный перевод соответствующих сотрудников УФСКН в органы внутренних дел при изъявлении работниками такого желания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Дагестан - Р.А. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.

Указом №156   Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Функции и полномочия, а также штатная численность упраздненной ФСКН России переданы МВД России.

Подпунктом «б» пункта 4 Указа № 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.

Однако, порядок приема изъявивших желание перейти на службу в органы внутренних цел в порядке перевода данным Указом не установлен. Более того, из текста данного Указа не усматривается, что на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность принять на службу в органы внутренних дел всех, изъявивших желание поступить на службу, сотрудников упраздняемой ФСКН России.

Поскольку из вышеназванного Указа иного не следует, порядок приема на службу в органы внутренних дел должен осуществляться в соответствии со специальными правовыми нормами, регулирующими порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел.

Из смысла статьи 20 и статьи 21 Закона «О службе» следует, что правоотношения между органом внутренних дел и гражданином возникают по строго определенным в законе основаниям по соглашению, заключенному между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, которое оформлено соответствующим контрактом.

Такого основания для приема на службу в органы внутренних дел как перевод гражданина в органы внутренних дел из других органов, вышеназванный закон не предусматривает.

При таком правовом регулировании, реализация Указа №156, в части касающейся приема сотрудников наркоконтроля и службы в органах внутренних дел, возможна только в порядке, предусмотренным Законом «О службе».

В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН РФ от 12 апреля 2005 г. № 156 увольнение сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется на основании подпункта 7 пункта 142 Положения.

По инициативе сотрудника увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа.

По инициативе начальника органа наркоконтроля увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа, и при обязательном наличии письменного согласия увольняемого сотрудника.

Таким образом, для увольнения сотрудника наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел необходимо не только его желание, но и подтверждение приема такого сотрудника руководителем органа внутренних дел, которое в данном случае отсутствует.

МВД по Республике Дагестан соответствующее уведомление в Управление ФСКН России по Республике Дагестан о подтверждении приема истца на службу в органы внутренних дел не направляло, следовательно, МВД по Республике Дагестан обязательств по приему на службу истца на себя не принимало.

Телеграммой за подписью начальника ДГСК МВД России В.Л. от 14 апреля 2016 г. в адрес начальников подразделений по работе с личным составом было предписано истребовать из упраздняемой ФСКН РФ списки и справки-объективки сотрудников изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел и направить полученную информацию в подразделения собственной безопасности для получения рекомендаций о невозможности приема на службу в органы внутренних дел.

Далее, кадровым подразделением и оперативно-розыскной частью МВД по Республике Дагестан (ОРЧ СБ МВД по РД) были осуществлены проверочные мероприятия в соответствии с Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 г. №595, а также Приказа МВД России от 2 января 2013 г. №1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Рассматривая заявление истца о приеме на службу в органы внутренних дел и отказывая в приеме, ответчик в лице уполномоченного должностного лица принял во внимание то, что ОРЧ СБ МВД по РД не был рекомендован для приема на службу (письмо от 1 июня 2016 г. »14/1959).

Судом первой инстанции ошибочно не были приняты во внимание доводы ответчика о том, что отказ в приеме на службу в органы внутренних дел был основан на несоответствии истца требованиям части 1 статьи 17 Закона «О службе» характеризующих личные и деловые качества.

В период службы в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан  Д.Н. 9 раз привлекался к дисциплинарной ответственности. Согласно справке о результатах СПФИ с применением полиграфа от 8 июня 2016 года в отношении  Д.Н. наблюдалась реакция на вопросы об употреблении спиртных, наркотических средств, получение незаконных денежных средств при осуществлении служебной деятельности.

По сведениям ИЦ МВД по Республике Дагестан истец привлекался к административной ответственности 20 июня 2014 года по части 4 статьи 12.9 КоАП РФ в виде лишения права управления т/с. Факт привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП РФ истец не оспаривает.

Таким образом, нормативные акты, принятые в связи с упразднением ФСКН РФ, не гарантируют всем без исключения сотрудникам органов наркоконтроля дальнейшее продолжение службы в органах внутренних дел, не устанавливают для органов внутренних дел обязанности по приему таких сотрудников на службу и предусматривают отдельные гарантии для сотрудников, уволенных из органов наркоконтроля в порядке перевода и непринятых впоследствии на службу в органы внутренних дел.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, увольнение истца проходило в рамках проводимой процедуры ликвидации УФСКН по Республике Дагестан в силу Указа N 156, которым упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации (подпункта «б» пункта 4). Пунктом 5 названного Указа N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией  Указа  №156 до 1 июня 2016 г.

Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Положение), согласно пункту 1 которого правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.

Увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля допускается по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 настоящего Положения, - если невозможно перевести сотрудника на другую вакантную должность в органах наркоконтроля или если сотрудник отказывается от перевода на такую должность.

В соответствии с пунктом 9 Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 26 декабря 2011 года N 559, в период проведения организационно-штатных мероприятий должностными лицами, указанными в абзаце 1 настоящего пункта, с сотрудником, зачисленным в распоряжение органа наркоконтроля, также проводятся беседы, в ходе которых ему предлагаются вакантные должности, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации, опыта работы, образования и состояния здоровья (кроме должностей высшего начальствующего состава), имеющиеся в органе наркоконтроля, в распоряжение которого сотрудник зачислен либо в котором он замещал должность до зачисления в распоряжение.

По окончании срока нахождения в распоряжении органа наркоконтроля сотрудник, не назначенный на должность, подлежит увольнению со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения (пункта 15).

Согласно пункту 157 Положения днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля.

То есть, в течение данного трехмесячного периода указанные сотрудники имеют статус уволенных из органов наркоконтроля и как следствие, не осуществляют служебную деятельность по реализации установленных функций и полномочий. Прием указанных лиц в органы внутренних дел осуществляется с даты принятия указанными органами соответствующего решения и заключения с данными лицами служебных контрактов.

Таким образом, действующее законодательство в сфере урегулирования вопроса о переводе сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган, предусматривает определенный механизм дальнейшего трудоустройства в органы внутренних дел.

Пунктом 151 Положения предусмотрено, что сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных п. п. 1 - 3, 7 и 9 пунктом 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в двухнедельный срок со дня подачи ими рапорта.

В соответствии с пунктами 1,2 Указа №156, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена. Функции, полномочия, а также штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы МВД Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что приказом №   лс от 31 мая 2016 г.  Д.Н. был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по подпункту 7 пункта 142 (в связи с переводом в органы внутренних дел) Положения и исключен из списков сотрудников Управления 31 мая 2016 года.

10 мая истцом был написан рапорт на имя Министра внутренних дел по Республике Дагестан с просьбой рассмотреть представленные истцом документы с целью изучения возможности приема на службу в МВД для замещения должности.

После проведения проверочных мероприятий истцу письмом от 29 июля 2016 года в приеме на службу в органы внутренних дел отказано.

В письменных возражениях на иск и в апелляционной жалобе представителя ответчика отказ в приеме на службу истцу объясняется тем, что по личным и деловым качествам и с учетом результатов проверочных мероприятий, истец не мог быть принят на службу в органы внутренних дел.

Из материалов дела усматривается, что в период службы в Управлении ФСКН России по Республике Дагестан Д.Н. 9 раз привлекался к дисциплинарной ответственности. Согласно справке о результатах СПФИ с применением полиграфа от 8 июня 2016 года в отношении  Д.Н. наблюдалась реакция на вопросы об употреблении спиртных, наркотических средств, получение незаконных денежных средств при осуществлении   служебной   деятельности.

По сведениям ИЦ МВД по Республике Дагестан истец привлекался к административной ответственности 20 июня 2014 года по части 4 статьи 12.9 КоАП РФ в виде лишения права управления т/с. Факт привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП РФ истец не оспаривает.

Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь пунктами 142. 149, 151 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, исходя из того, что от руководителя МВД  по Республике Дагестан не было получено письменное согласие на перевод истца, а поскольку истец был уволен по подпункту 7 пункту 142 Положения, следовательно, в распоряжение УФСКН  не зачислялся, то судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа в приеме на службу и обязании МВД по Республике Дагестан принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, на должность, соответствующую уровню его квалификации.

При рассмотрении дела судом допущено неправильное применение норм - материального права, повлекших вынесение незаконного решения, a потому решение суда об удовлетворении исковых требований   Д.Н. подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ судебная коллегия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Апелляционную жалобу представителя МВД по Республике Дагестан по доверенности Р.А. удовлетворить.

Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 25 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Д.Н. о признании незаконным отказа Министерства внутренних дел Республики Дагестан в переводе на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и обязании принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода на должность, соответствующую уровню его образования, стажу работы, квалификации, профессиональным навыкам и знаниям отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России