Гражданское дело в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе истца Г.Д. на решение Левашинского районного суда РД

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

20 июня 2017 г.                                                                                  по делу № 33-2062/2017

 

Судья А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего И.Д.,

судей А.В., Э.З.

при секретаре Э.Р.,

рассмотрела гражданское дело в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе истца Г.Д. на решение Левашинского районного суда РД от 9 февраля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Г. Д. к администрации MP «Левашинский район» РД об установлении факта постановки 22 января 1991 года исполкомом Левашинского районного совета народных депутатов его с семьей на учет для получения жилья, признании отказа в принятии его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства помещения и обязании администрации МР «Левашинский район» РД принять его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с 22 января 1991 года отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан А.В., объяснения истца Г.Д., просившего исковые требования удовлетворить, представителя МВД по Республике Дагестан  М.М., просившего в удовлетворении иска отказать, судебная коллегия,

 

установила:

 Г. Д. обратился в суд с иском к администрации MP «Левашинский район» Республики Дагестан об установлении факта постановки 22 января 1991 года исполкомом Левашинского районного совета народных депутатов его с семьей на учет для получения жилья, признании отказа в принятии его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства помещения и обязании администрации MP «Левашинский район» Республики Дагестан принять его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с 22 января 1991 года.

Требования мотивированы нижеследующим.

Г.Д. родился <.> года в сел. Леваши Левашинского района Республики Дагестан, здесь же вырос, создал семью, и с семьей проживает. После срочной службы в армии в 1985 году поступил на работу в органы внутренних дел и прослужил до 2013 года, уволен приказом МВД по Республике Дагестан № л/с от 18 сентября 2013 года в звании майора полиции с должности оперуполномоченного МО ЭБ и ПК (дислокация с.Леваши») УЭБ и ПК МВД по Республике Дагестан по ст.82 ч.1 п.2 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является участником боевых действий и ветераном труда. С тех пор и по настоящее время он не имеет своего жилого дома. В 1991 году он обратился в партийную, профсоюзную организации и руководству Левашинского РОВД о выделении ему квартиры и по их ходатайству был поставлен на учет на получение квартиры (жилья) исполкомом Левашинского райсовета народных депутатов.

В период постановки на учет на получение жилья квартиры у него была семья в составе трех человек: он, жена - М.З. М., <.> рождения, и сын - Г. Г., <.> года рождения, который является инвалидом 1 группы. После этого родились и имеются другие члены семьи: дочь - З. Г., <.> рождения, которая является инвалидом 3 группы; сын - М.Г. <.>, <.> года рождения. В настоящее время вместе с ним проживают еще невестка З. М., <.> рождения, которая является инвалидом 3 группы и внучки:  А.Г.<.> <.> <.> рождения, которая является инвалидом; Х. Г., <.> года рождения.

Он обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с заявлением о включении в список на получение жилищного сертификата, но при этом от него потребовали постановление (решение) местного органа о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. В связи с этим он обратился в администрацию MP «Левашинский район» Республики Дагестан, где получил ответ, что он с января 1991 года состоит на очереди на получение квартиры, но жильем не обеспечен. В книге учета на выделение квартиры он зарегистрирован в 1991 году за №, но решение (постановление) о принятии на учет в архиве муниципального образования не сохранилось.

В отделе внутренних дел по Левашинскому району сведения и документы об обращениях сотрудников и о постановке их на учет на получение жилья, квартиры, а также решения не сохранились.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Магомедов Г.Д. просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы указывает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004г №522 (в ред. постановлений Правительства РФ от 16.07.2005 №437 от 16.08.2005 №519) «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государствен­ные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав феде­ральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» (срок реализации программы продлен) право на получение сертификата имеют пенсионеры МВД РФ.

Вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий до 1993 года в муниципальных органах, вопрос о включении в программу и выдачи сертификата на жилье разрешается через Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Он обратился в Министерство строительства и жилищно-коммуналь­ного хозяйства Республики Дагестан с заявлением о включении его в список на получение жилищного сертификата, но при этом от него потребовали постановление (решение) местного органа о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье.

В связи с этим он обратился в Администрацию MP «Левашинский рай­он», но получил ответ, что он с января 1991 года состоит в очереди на получе­ние квартиры, но жильем не обеспечен, что сохранилось и имеется его заяв­ление на имя председателя Левашинского Райсовета н/д, зарегистрировано за № от 22.01.1991г. и в книге учета на выделение квартиры он зарегистриро­ван в 1991 году за №, но решение (постановление) о принятии на учет в архиве муниципального образования не сохранилось и возможность выдать ему не имеется (копии справки от 04.04.2016г., ответа Администрации MP «Левашинский район» от 18.04.2016г., его заявления от 16.01.1991г. за вх. № от 22.01.1991г. и книги учета заявлений по коммунальным квартирам по району за период 1985-1991 годов имеются в деле).

В отделе внутренних дел по Левашинскому району Республики Дагестан (в Левашин­ском РОВД) сведения и документы об обращениях сотрудников и о поста­новке их на учет (в очередь) на получение жилья (квартиры), решений об этом также не сохранились.

Он с семьей фактически 22 января 1991 года исполко­мом Левашинского райсовета н/д был поставлен на учет на полу­чение жилья (квартиры), что подтверждается его заявлением и записью в «книге учета заявлений по коммунальным квартирам по району». Но реше­ние (постановление) Левашинского Райсовета н/д о постановке на учет не со­хранилось.

Суд первой инстанции в описательно-мотивировочной части решения об отказе в удовлетворении его исковых требований приводит законодательные и нормативные акты по жилищным вопросам того времени (РСФСР) и ссылается на то, что нет учетного дела на него и он ежегодно не проходил перерегистрацию, что им не представлено решение профкома ОВД и др.

Судом первой инстанции не учтено, что если бы все эти документы сохранились, в том числе и постановление (решение) исполкома райсовета, то ему вообще не было бы необходимости обращаться в суд для их установления. В решении суда также указано, что он не интересовался продвижением его очереди на квартиру, но как ему, так и всем в районе известно, что с 1991 года по настоящее время (за период с момента постановки меня на учет) в населенных пунктах Левашинского района построены школы, спортзалы, дворцы культуры и спорта, больницы, но ни одного жилого дома государственного (муниципального) фонда. Указанные в его исковом заявлении свидетели (сотрудники ОВД) судом по делу не допрошены.

В решении суда первой инстанции указано, что представитель ответчика (Администрации MP «Левашинский район») М.М. не возражал удовлетворении его исковых требований, а третьего лица (МСиЖКХ РД) - возражал.

В случае признания ответчиком иска принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд в таком случае не принимает признание иска ответчиком только, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц, но таких оснований по делу не имеется.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно ч. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, настоящее дело рассмотрено судом в отсутствие заинтересованного лица по делу – Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, при этом сведения о надлежащем извещении МВД по Республике Дагестан о времени и месте судебного разбирательства отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции при установлении в судебном заседании предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит мотивированное определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции не отменяется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия в соответствии с требованиями части 5 статьи 330 ГПК РФ определением от 26 апреля 2017г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В судебном заседании от 20 июня 2017г. истец Г.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель МВД по Республике Дагестан М.М. в судебном заседании указала, требования истца к МВД по Республике Дагестан в части постановки истца на учет являются необоснованными, так как истец на учете не состоял и не состоит. В соответствии с положениями Федерального закона от 19 июля 2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец должен был во время своей службы встать на учет, но он этого не сделал.

Представители администрации МР «Левашинский район» и Минстроя Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Принимая решение по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на время, заявленное истцом) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца и о принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме.

Пунктом 12 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335"О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" для принятия на учет гражданином подается заявление. При этом к заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2).

После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (п. 13).

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (п. 14).

В силу п. 17. на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников (п. 19).

Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:

в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов -отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;

на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (п.11).

Однако, Г.Д. в подтверждение того, что он в установленном выше порядке, в 1991 году обратился с заявлением в исполком Левашинского райсовета народных депутатов о вынесении решения о принятии его на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на него было заведено учетное дело, относимых и допустимых доказательств в суд апелляционной инстанции не представил.

Согласно ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы е органах внутренних дел.

Из заявления и объяснения истца Магомедова Г.Д. видно, что последний с 1985 года работал в органах внутренних дел, уволен приказом МВД по Республике Дагестан  № л/с от 18 сентября 2013 года В период работы в органах внутренних дел не имеет жилья, в 1991 году он обратился в партийную, профсоюзную организацию и руководства Левашинского РОВД о выделении ему квартиры и по их ходатайств) был поставлен на учет на получение квартиры исполкомом Левашинского райсовета народных депутатов.

Согласно ст.6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудникам гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органа внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.

Доводы истца о том, что в книге учета на выделение квартиры он зарегистрирован в 1991 году за №51, но решение (постановление) о принятии на учет в архиве муниципального образования не сохранилось, судом не может быть взято за основу.

Судебная коллегия считает, что Магомедов Г.Д. должен был интересоваться, как продвигается очередь, выяснить какой он в списке очередников, ему необходимо было проходить ежегодную перерегистрацию, если он состоял в списке очередников. Подавая рапорт об увольнении из ОВД в отставку, он должен был затребовать свое учетное дело в жилищно-бытовой комиссии, либо интересоваться, имеется ли такое.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Соответственно факт постановки на учет подлежит доказыванию исключительно самим протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии, то есть решением органа по учету и распределению жилья. В суд апелляционной инстанции таких доказательств истцом представлено не было.

С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 198, ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

 

определила:

 

решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 9 февраля 2017 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Магомедова Г. Д. к администрации MP «Левашинский район» Республики Дагестан об установлении факта постановки 22 января 1991 года исполкомом Левашинского районного совета народных депутатов его Г.Д. с семьей на учет для получения жилья, признать недействительным отказ в принятии его с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства помещения, обязать ответчика администрации МР «Левашинский район» Республики Дагестан принять его Г.Д. с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с 22.01.1991 года - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России