О взыскании пенсионных выплат в сумме 241 644 руб.

РЕШЕНИЕ

                                           Именем Российской Федерации

21 май 2018 года                                                                   г.Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи И.М., при секретаре - Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.С. к Центру финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан о взыскании пенсионных выплат в сумме 241 644 руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Центру финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан о взыскании пенсионных выплат в сумме 241 644 руб.

В обосновании иска указано, что в январе 2018 года, когда М.С., по достижении 55 лет обратилась в отделение пенсионного фонда по Республике Дагестан для оформления пенсии по старости, там узнала что ей в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" положена вторая пенсия по утере кормильца как вдове сотрудника ОВД погибшего при исполнении служебных обязанностей.

После чего она обратилась в отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан, для оформления в соответствии ст.30 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии по утери кормильца, которая назначается по достижению 50 летнего возраста для женщин. После ее обращения ей в феврале 2018 года назначили пенсию по утере кормильца, как вдове милиционера роты ППСМ Кизилюртовского ГОВД старшины милиции М.И. погибшего при исполнении служебных обязанностей 06.07.1996 года в размере 10 068 рублей 50копек.

В феврале 2018 года в отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан при назначении второй пенсии по утери кормильца в соответствии ч.2.ст.7 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 как категории лиц имеющих право на одновременное получение двух пенсий, ей начислили денежные средства за 1 (один) год в размере 120 822 рубля, таким образом, ей в месте предусмотренных в соответствии ч. 1. ст. 196 определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ трех лет исковой давности в соответствии, которого возмещении ей неполученной за 3 года пенсии, выплатили только за 1 год. Это так же противоречит ст. 123 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" где предусмотрено, что суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Таким образом, ей невыплачены денежные средства за 24 месяца т.е. с 1 февраля 2015 года по 1 февраля 2017 года.

В судебном заседании представитель истца М.С. - адвокат К.Ю. просил суд удовлетворить требования истца в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности иск не признала и представила суду возражение на исковое заявление М.С., обоснование которого указала, что с исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям.

Согласно ст.30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (далее закон о пенсионном обеспечении), право на пенсию на льготных условиях имеют супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации или нет.

В соответствии с вышеуказанной нормой статьи, у М.С. право на пенсию по случаю потери кормильца возникло по достижении ею 50 лет, так как она является вдовой погибшего при исполнении служебных обязанностей милиционера роты ГШСМ Кизилюртовского ГОВД старшины милиции М.И.

Между тем, истица, предоставленным ей законом о пенсионном обеспечении правом получения пенсии по утери кормильца, своевременно не воспользовалась (право возникло в 2013 году).

В январе 2018 года, после обращения в Центр пенсионного обеспечения МВД по Республике Дагестан, М.С. была назначена пенсия в размере 10 068 руб., а также выплачены денежные средства за 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пенсии.

Доводы истицы о необоснованном начислении ей пенсии за 1 год предшествующих ее обращению, вместо положенных трех лет не состоятельны в виду следующего.

В соответствии со статьей 54 закона о пенсионном обеспечении, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

Согласно статье 53 закона о пенсионном обеспечении, при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Также, закон о пенсионном обеспечении закрепляя возможность назначения гражданам пенсий за прошлый период до момента обращения за ней, направлен на защиту права граждан на пенсионное обеспечение и является дополнительной гарантией его реализации, и следовательно, не может рассматриваться как нарушающий права лиц, получающих пенсию в соответствии с указанным Законом. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39 часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2) устанавливаются законом.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты, и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу первому статьи 30 данного Закона, супруг сотрудника органов внутренних дел, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 названного Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

На основании ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", лица, указанные в ст. 1 настоящего Федерального закона с заявлением о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.

Согласно ст. 52 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В силу пункта "б" абзаца первого статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста, пенсия устанавливается со дня достижения этого возраста.

Согласно ст. 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. При этом абзацем 2 статьи 53 данного Закона установлено, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в январе 2018 года, истец, по достижении 55 лет обратилась в отделение пенсионного фонда по Республике Дагестан для оформления пенсии по старости, там узнала что ей в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" положено вторая пенсия по утери кормильца как вдове сотрудника ОВД погибшего при исполнении служебных обязанностей.

После чего она обратилась в отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан, для оформления в соответствии ст.30 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсии по утере кормильца, которая назначается по достижению 50 летнего возраста для женщин. После ее обращения ей в феврале 2018 года назначена пенсия по утери кормильца, как вдове милиционера роты ППСМ Кизилюртовского ГОВД старшины милиции М.И. погибшего при исполнении служебных обязанностей 06.07.1996 года в размере 10 068 рублей 50копек.

Поскольку истец с заявлением о назначении пенсии своевременно не обратилась, а обратилась лишь в январе 2018 года и после обращения в Центр пенсионного обеспечения МВД по Республике Дагестан, М.С. была назначена пенсия в размере 10 068 руб., а также выплачены денежные средства за 12 месяцев, предшествующих обращению за назначением пенсии, суд приходит к выводу, что ответчиком назначение и доплата пенсии по случаю потери кормильца были произведены М.С. в соответствии с действующим законодательством.

К такому выводу суд приходит на основании исследованных судом материалов дела и письменных доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, а также с учетом положений части 2 статьи 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Суд считает, что истец не был лишен возможности своевременно обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с соответствующими документами.

Доводы представителя истца К.Ю. о том, что ответчиком необоснованно начислена пенсия М.С. за 1 год предшествующих ее обращению, вместо положенных трех лет, а также истцу ответчиком не было сообщено своевременно о праве на пенсию, в результате чего ей причинен ущерб в виде неполученной пенсии, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

Федеральный законодатель установил в Законе РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со статьей 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Поэтому без надлежащего обращения лица претендующего на назначение пенсии по случаю потери кормильца с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.

Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению.

При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании пенсионных выплат в сумме 241 644 руб., суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

Решил:

В удовлетворении исковых требований М.С. к Центру финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан о взыскании пенсионных выплат в сумме 241 644 руб., отказать.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России