Об увольнении сотрудника из органов внутренних дел по собственной инициативе, в отношении которого проводится служебная проверка

  1. В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Закона о службе, а также по заявлению сотрудника.

В случае проведения служебной проверки необходимо учитывать предписания, содержащиеся в части 4 статьи 52 Закона о службе, согласно которым служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Аналогичная норма содержится в пункте 17 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.

В Законе о службе детализированы положения института служебной проверки, направленные на укрепление механизма соблюдения принципов единоначалия и субординации. Так, частью 8 статьи 51 Закона о службе установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания (в том числе в виде увольнения) от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка.

Таким образом, институт служебной проверки является факультативным и может использоваться тогда, когда руководителю необходимы дополнительные сведения для принятия решения о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

В иных случаях служебная проверка может не проводиться, а решение о наложении взыскания реализуется прямым волеизъявлением начальника (руководителя).

Закон о службе не содержит запрета на увольнение (в том числе по отрицательным основаниям) сотрудника, в отношении которого не завершено проведение служебной проверки.

2. Частью 1 статьи 84 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Частью 12 статьи 89 Закона о службе установлено общее правило, действующее при увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел независимо от субъекта инициативы увольнения, а именно, увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается (данное предписание позволяет исключить возможность увольнения по положительным основаниям сотрудников, совершивших правонарушения, несовместимые со службой в органах внутренних дел).

Таким образом, Закон о службе позволяет принять решение об увольнении сотрудника "по отрицательным основаниям" даже при наличии рапорта сотрудника об увольнении его со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника.

Например, пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона о службе предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Совершение сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, является самостоятельным основанием увольнения и осуществляется не в порядке дисциплинарного воздействия. Данный вывод подтверждается судебной практикой (например, апелляционные определения Красноярского краевого суда от 12 июля 2017 г. по делу N 33-9187/2017, Ставропольского краевого суда от 23 мая 2017 г. по делу N 33-3691/2017).

При этом такое увольнение возможно только при наличии фактов, подтверждающих основание для его увольнения.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О, возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего установленным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Закона о службе не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку подразумевает, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки.

 

                                                      Ответ подготовлен СПУ ДПД МВД России

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России