О признании недействительным удостоверения «Ветеран боевых действий» и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                                                                          20 мая 2019 года

 

Советский районный суд г. Махачкалы в составе: председательствующего судьи Г., при секретаре М., с участием истца Р. его представителей адвокатов  Н. и Ш., представителя ответчика МВД по Республике Дагестан А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Р. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение комиссии МВД по Республике Дагестан от 27 декабря 2018г. № 8 о признании недействительным удостоверения «Ветеран боевых действий» и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий,

 

УСТАНОВИЛ:

Р. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение комиссии о признании недействительным удостоверение ветерана боевых действий, и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий.

В обосновании иска истец указывает, что он проходил службу в органах внутренних дел по Республике Дагестан на различных должностях. В период прохождения службы в органах внутренних дел по Республике Дагестан с 2 августа 1995 г. по 15 сентября 1995 г. находился в составе группы оперативного управления МВД России в Чеченской Республике и выполнял обязанности борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

В феврале 2006 г. ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, через отделение пенсионного фонда России по Республики Дагестан производилась ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых действий.

В конце февраля 2019 г. ему стало известно, что комиссией МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 27 декабря 2018 г. признано недействительным его удостоверение «Ветеран боевых действий» и прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.

Решение комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. считает незаконным по следующим основаниям.

Согласно приказу начальника УВД г. Махачкала полковника милиции Г.от 2 августа 1995 г. №206 «О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкала в распоряжение оперативного штаба МВД по Республике Дагестан по г. Хасавюрт» сотрудники ОБ ДПС при УВД г. Махачкала МВД по Республике Дагестан, в том числе и он, инспектор ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы МВД по Республике Дагестан, был откомандирован для несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающую к ней территорию.

Факт несения службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской республики подтверждается справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции П.

Кроме того, Решение Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. о признании недействительным удостоверения участника боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, также не соответствуют положениям ст. 35 Конституции Российской Федерации и правовым Позициям Европейского суда.

Поскольку право на получение единовременной денежной выплаты, как и иные выплаты, входит в состав имущественных прав получателя выплаты, следовательно, лишить правообладателя этих прав может только суд. Просит признать незаконным решение комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. № 8 «Об аннулировании удостоверение «Ветеран боевых действий», выданного Р. и прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий», обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий.

В судебном заседании истец Р. и его представители адвокаты Ш. и Н. по изложенным основаниям иск поддержали и просили удовлетворить.

Представители МВД по Республике Дагестан по доверенности А. в удовлетворении исковых требований просил отказать, представил возражения на иск, где указывает, что по результатам служебной проверки выданное Р. удостоверение ветерана боевых действий признано недействительным.

Решением комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 27 декабря 2018 года №8 удостоверение ветерана боевых действий, выданное Р., признано недействительным в связи с отсутствием достоверных сведений о его нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Федеральным законом "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к числу которых согласно его статье 16 относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.

Согласно подпункту 2.2 указанной выше инструкции сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально- технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -Инструкция МВД России).

Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Положением об МВД по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 532 и действовавшим в период принятия ответчиком оспариваемого приказа, предусмотрено, что МВД по Республике Дагестан осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 60 пункта 13).

Подпунктом 11 пункта 14 названного положения закреплено право МВД по Республике Дагестан в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, следует, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.   № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Руководитель территориального органа МВД России на районном уровне отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные начальниками подчиненных органов и организаций.

В связи с этим решения о необоснованности выдаче удостоверений ветерана боевых действий подлежат отмене Министром внутренних дел России и руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне, (в случае, если удостоверение выдавалось должностным лицом территориального органа МВД России на районном уровне).

В рамках служебной проверки установлено, что в журнале выдачи удостоверений ветеранам боевых действий УРЛС МВД по Республике Дагестан имеется запись о получении в феврале 2006 года старшим инспектором Отдела кадров и БСП ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкале капитаном полиции К., 45 удостоверений на сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкале, в том числе удостоверение Р.

Опрошенный К. пояснил, что в 2006 году руководителями ОБ ГИБДД УВД по г. Махачкале майором милиции С. и майором милиции Б. ему было дано указание организовать сбор документов на сотрудников ОБ ГИБДД УВД по г. Махачкале, принимавших участие в боевых действиях. Он принимал у данных сотрудников ДПС материалы, а именно: копии их паспортов, копии справки ГУОШ МВД России в Чеченской Республике и рапорты, написанные ими собственноручно.

Осмотром архивного дела №1/1 том 2 «Приказы начальника УВД по г. Махачкале, изданные в период с 14 июля 1995 года по 30 декабря 1995 года установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокуратуры г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от 22 августа 1995 года №12/206 «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы Российской Федерации Р.», иных приказов с регистрационным номером 206 не имеется.

Также в ходе проверки установлено, что среди приказов, изданных в УВД г. Махачкалы и МВД по Республике Дагестан за 1994, 1995 и 1996 годов имеется лишь один приказ об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкале в распоряжение ОШ №5 МВД по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 11 сентября 1995 года №220. Других приказов об откомандировании в приграничные с Чеченской Республикой районы Республики Дагестан не издавалось.

Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по г. Махачкале от 2 августа 1995 года №206 в состав ГУОШ МВД России в Чеченской Республике, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России».

Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в Чеченской Республике Р. не имеются.

В рамках служебной проверки изучены личные дела, архивные приказы УВД по г. Махачкала за 1994, 1995, 1996 года. Так, изучением архивного личного дела Р. установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения. В тоже время, при изучении архивного дела Р. установлено, что до 1997 года проходил службу в УГИБДД по обслуживанию ФАД «Кавказ» и в составе сотрудников ОБ ДПС при УВД по г. Махачкала 2 августа 1995 г. не мог быть направлен в командировку приказом начальника УВД по г. Махачкала  от 2 августа 1995г. №206.

Для принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК Российской Федерации материал служебной проверки направлен руководителю СУ СК Российской Федерации по Республике Дагестан полковнику юстиции В. для проверки обоснованности выдачи в 2006 году 45 сотрудникам ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкала удостоверений ветерана боевых действий, на основании приказа начальника УВД по г. Махачкала от 2 августа 1995г. №206 «Об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкала в распоряжение ГУОШ МВД России в Чеченской Республике».

26 декабря 2014 года следователем СК отдела по Советскому району г. Махачкала СУ СК Российской Федерации по Республике Дагестан лейтенантом юстиции И., установлено, что приказ начальника УВД г. Махачкалы от 02.08.1995г.  №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкале в распоряжение ГУОШ МВД РД г.Хасавюрт» в УВД по г. Махачкала  не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по Республике Дагестан копия данного приказа является фиктивной. Установить лицо, изготовившее фиктивную копию приказа не представилось возможным. Учитывая изложенное в действиях неустановленного следствием лица, изготовившего фиктивную копию приказа начальника УВД г. Махачкалы от 2 августа 1995г. №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкала  в распоряжение ГУОШ МВД Республике Дагестан г.Хасавюрт» и приложения к данному приказу списка из 45 сотрудников усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК Российской Федерации.

12 марта 2014 года дознавателем ОП Советского района УМВД России по г. Махачкала капитанов полиции Э. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК Российской Федерации» Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД г. Махачкалы от 2 августа 1995г. №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкала в распоряжение ОШ МВД Республики Дагестан г.Хасавюрт» в УВД по г. Махачкале не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по Республике Дагестан данного приказа является фиктивной.

Таким образом, по результатам служебной проверки установлено и сделаны выводы, что отсутствуют достоверные сведения о нахождении в служебной командировке в 1995г. в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике Р.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999

Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. №763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от 19 декабря 2003 г. № 763).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее. - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. №282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная выше инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико- санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.

Из приведенного правового регулирования следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Аналогичное правовое регулирование содержалось и в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, в силу приведенных выше правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Положением о МВД по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 532 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Дагестан осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 60 пункта 13).

Подпунктом 11 пункта 14 названного положения закреплено право МВД по Республике Дагестан в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Дагестан от 10 августа 2018 г. № 1085 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. К основным задачам комиссии МВД по Республике Дагестан отнесено в том числе рассмотрение документов и материалов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. ( п. 1 Положения о комиссии МВД по Республике Дагестан).

Поскольку МВД по Республике Дагестан уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.

Из материалов дела следует, что истцу в 2006 году на основании приказа УВД г.Махачкалы от 2 августа 1995 г. №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкале в распоряжение ГУОШ МВД Республике Дагестан г.Хасавюрт» было выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ № 511355.

Решением комиссии 27 декабря 2018 г. №8 МВД по Республике Дагестан по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 27 декабря 2018 г. удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное Р. признано недействительным, в связи с отсутствием достоверных сведений о нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике.

Данное решение принято на основании заключения служебной проверки, утвержденной Министром внутренних дел по Республике Дагестан М. 21 июля 2014 г.

В ходе проведенной служебной проверки установлено, что в архивном деле №1/1 т.2 «Приказы начальника УВД по г. Махачкала, изданные в период с 14 июля 1995г. по 30 декабря 1995г. имеется совместный приказ Прокураторы г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от 22 августа 1995 г. №12/206 «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы Российской Федерации Р.», иных приказов с номером 206 не имеется.

В рамках служебной проверки изучены личные дела, архивные приказы УВД по г. Махачкале за 1994, 1995, 1996 года. Изучением архивного личного дела Р. установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 года № 282, к подтверждающим документам относятся для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" <1>, а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.

Из анализа указанных нормативных актов следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в районе контртеррористических операций не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.

Судом установлено, что приказ начальника УВД г. Махачкалы от 2 августа 1995г. №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкале в распоряжение ГУОШ МВД Республике Дагестан г.Хасавюрт» не издавался и является поддельным, из чего следует, что решение о направлении истца в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД по Республике Дагестан в г.Хасавюрт в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике для участия в контртеррористической операции не принималось.

Постановлением дознавателя ОП Советского района УМВД России по г. Махачкале капитаном полиции Э. от 12 марта 2014 года отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК Российской Федерации. Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД г. Махачкалы от 2 августа 1995г. №206 «Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г. Махачкала в распоряжение ОШ МВД по Республике Дагестан г.Хасавюрт» в УВД по г. Махачкале не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по Республике Дагестан данного приказа является фиктивной.

Сам по себе факт нахождения в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, без участия в боевых действиях, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Однако непосредственно факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции надлежащими доказательствами не подтвержден.

Истцом представлены суду Приказ УВД по г. Махачкале №206 от 2 августа 1995г. (ксерокопия) об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы в распоряжение оперативного штаба МВД по Республике Дагестан г.Хасавюрт, где списке значится Р., справка (ксерокопия) заместителя руководителя группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике о том, что Р. с 2 августа 1995 г. по 15 августа

1995 г. находился в служебной командировке в составе группы оперативного управления УВД Российской Федерации в Чеченской Республике.

Суд признает установленным, что на момент приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Р. удостоверения ветерана боевых действий у комиссии МВД по Республике Дагестан, предусмотренные в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России документы отсутствовали, а представленные им в комиссию приказ №206 от 2.08.1995 г. и справка заместителя руководителя ГУОШ П. в отсутствие иных документов не являлись достаточным основанием для наделения Р. статусом ветерана боевых действий.

При этом суд принимает во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии подлинника справки ГУОШ о пребывании Р. в служебной командировке в Чеченской Республике в 1995 г. и о том, что осмотром архивного дела №1/1 том 2 «Приказы начальника УВД по г. Махачкале, изданные в период с 14 июля 95 года по 30 декабря 1995 года установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокуратуры г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от 22 августа 1995 года №12/206 «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы Российской Федерации  Р.», иных приказов с регистрационным номером 206 не имеется.

Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по г. Махачкала от 02.08.1995г. №206 в состав ГУОШ МВД России в Чеченской Республике, были направлены запросы в УФСБ России по Чеченской Республике и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России».

Из писем УФСБ России по Чеченской Республике  и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в Чеченской Республике  Р. не имеются.

При исследовании в судебном заседании личного дела Р. (архивный номер 4587) установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о его пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.

В связи с изложенным истец не может быть признан ветераном боевых действий, и действия ответчика по признанию недействительным выданного истцу удостоверения ветерана боевых действий являются законными.

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

Доводы истца о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Р. и как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведенному правовому регулированию спорных отношений.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признании незаконным решение комиссии МВД по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. №8 «Об аннулировании удостоверения Ветеран  боевых действий» выданного Р.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199  ГПК Российской Федерации, суд

 

                                      РЕШИЛ:

 

В удовлетворении исковых требований Р. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение комиссии МВД по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 года №8 о признании недействительным удостоверения «Ветеран боевых действий» и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятие в окончательной форме.

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России