В удовлетворении искового заявления С. к ОМВД России гор. Хасавюрт и МВД России по Республики Дагестан об обязании ОМВД России по гор. Хасавюрт

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего: М. судей: Б., А. при секретаре: Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан  от 6 июля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления С. к ОМВД России гор. Хасавюрт и МВД России по Республики Дагестан об обязании ОМВД России по гор. Хасавюрт включить его список сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий состоянию на 1997 год, отказать».

Заслушав доклад судьи Б., выслушав истца С., представителя МВД по Республике Дагестан Д., представителя ОМВД России по гор. Хасавюрт Ю., судебная коллегия

установила:

Истец  С. обратился в Хасавюртовский городской суд с иском к ОМВД России по гор. Хасавюрт и МВД по Республике Дагестан об обязании ОМВД России по гор. Хасавюрт включить его в список сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1997 год, мотивируя это тем, что он работает в органах МВД по Республике Дагестан с 1992 по 04.10.2017г.

На основании пункта 1 части 3 статьи 82 Федерального Закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел), 04 октября 2017 года уволен из МВД по Республике Дагестан.

Во время работы в ОМВД России по гор. Хасавюрт, а именно в начале 1997 года он встал на учет в Администрации города Хасавюрта и в ОМВД России по гор. Хасавюрт, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из распоряжения Главы Администрации гор. Хасавюрта №459р от 23 марта 1997 года о том, что он действительно стоял и состоит на учете по улучшению жилищных условий; справкой с места жительства и о составе семьи; письменным ответом из ФЭД (Финансово Экономического Департамента) МВД Российской Федерации от 29.09.2003г. за исходящим 31/10- С-2183, подтверждающий, что в действительности он стоял на учете в ОМВД

России по гор. Хасавюрт с 1997 года, как сотрудник , нуждающийся в улучшении жилищных условий.

02 апреля 2018 года получен ответ из ОМВД России по гор. Хасавюрт из которого следует, что он как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий на учете не состоял и журнал учета в Хасавюртовском ГОВД не велся.

В судебном заседании истец С. требования поддержал и просил установить настоящий юридический факт, поскольку невозможно в ином порядке получить надлежащие документы, в части установить факт о том, что он действительно стоял на учете в ОМВД России с 1997 года, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.

 

 

 

 

Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить С., как незаконное.

В обоснование жалобы указывает, что в суд были представлены достаточные доказательства о том, что ЖБК Хасавюртовского ГОВД в 1997 году под председательством заместителя начальника Хасавюртовского ГОВД  Д. и членов: начальника ПВС  Ш. (ныне покойный) и бухгалтера Х. обследовали его жилищно-бытовые условия и составили Акт о том, что, он и его супруга и двое малолетних детей на тот период, нуждаются в улучшении жилищных условий, который представлен в суд с другими справками, письмами в ФЭД МВД Российской Федерации и документами, подтверждающими о нахождении его в списках очередников личного состава Хасавюртовского ГОВД, свидетельскими показаниями лиц стоящих в настоящее время в очереди.

Суд первой инстанции не истребовал из ОМВД России по г.Хасавюрт книги учета лиц и учетные дела лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, не истребовал из ИЦ МВД по Республике Дагестан вышеуказанные книги строгой отчетности или же Акты об их сдаче на хранение в ИЦ МВД по Республике Дагестан, кроме того не дал оценку свидетельским показаниям сотрудников ОМВД России по г.Хасавюрт, которые подтвердили факт постановки его на учет, приняв во внимание голословные, ничем не подтвержденные, высказывания представителя ответчика.

В нарушение требований жилищного законодательства, он был снят с учета в Хасавюртовском ГОВД, извещения о снятии с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий не получал.

       Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что Распоряжением главы администрации г. Хасавюрт №459р от 23 марта 1997 года он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, что подтверждается представленными доказательствами.

       Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

     Из материалов усматривается, что С. работал в органах внутренних дел с 1996 года по 2017 год.

04 октября 2017г. С. уволился из органов внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011г. №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью).

Согласно статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального

 

 

органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из распоряжения №459р Администрации города Хасавюрт от 23 марта 1997г.С., принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из справки с места жительства и о составе семьи усматривается, что в состав семьи С. входят следующие лица, а именно: жена  З., дочь Б., дочь К., сын У., сын И.

Согласно п. 12 Правил "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.

Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации N 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации N 345 от 24 мая 2003 года.

В соответствии с п.2,3 Приказа МВД Российской Федерации от 24 мая 2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.

Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением города Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке

очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу вышеуказанных правовых норм право на получение жилого помещения пи договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудниками, гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, только при условии, если они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходили службу, до 01 марта 2005 года и состояли на учете на момент увольнения.

Из справки выданного начальником тыла ОМВД России по гор. Хасавюрт - председателем ЖБК ОМВД России по гор. Хасавюрт Н. от 02 апреля 2018г. усматривается, что С. на учете как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий не состоял, журнал учета в Хасавюртовском ГОВД не велся.

Решением ЦЖБК МВД по Республике Дагестан С. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с присвоением уникального номера №<…>. Документы в ЦЖБК МВД по Республике Дагестан были сданы для рассмотрения и принятия на жилищный учет 16 октября 2013г.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что С. до 01 марта 2005 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суду представлено не было.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в 1998 году действовал Жилищный кодекс РСФСР введенный в действие с 01 января 1984г., утративший силу с 01 марта 2005г. в связи с ведением в действие ЖК Российской Федерации.

Согласно ЖК РСФСР до 01 марта 2005г. было предусмотрено ведение учета жилищной среди лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, как по месту жительства, так и месту работы.

С 01 марта 2005г. ЖК Российской Федерации предусмотрено ведение жилищной очереди только по месту жительства, ведение очереди но месту работы действующим ЖК Pоссийской Федерации) не предусмотрен.

Пунктом 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, разработанных во исполнение ЖК РФСР и утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984г. №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» ежегодно в период с 01 января по 01 апреля предприятия, учреждения, организации проводили регистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверялись жилищные условия очередников.

Вышеуказанный порядок также предусмотрен Инструкцией, о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный Приказом МВД Российской Федерации  от  18.03.2003г. № 169.

Согласно п.15 Инструкции, ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией, Хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, входе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников.

Из этих норм права вытекает, что перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, предполагает проверку жилищных условий граждан, принятых на учет, представленных ими документов, включение в списки очередников принятых на учет для улучшения жилищных условий после предыдущей перерегистрации, снятие с учета или исключение из списков очередности тех, кто подлежал снятию с учета по предусмотренным законодательством основаниям либо утратил право на получение жилья, а также утверждение списков очередности лиц, состоящих на учете.

Соответственно эти нормы права указывают на то, что с 1997 года С. обязан был ежегодно обновлять документы для исключения наступления случая снятия его с учета, по предусмотренным законодательством основаниям, либо факта утраты право на получение жилья.

В судебном заседании установлено, что истец С. в течение 21 года, с 1997г. до февраля 2018г. документы не обновлял и порядковым номером очередности не интересовался.

Суд первой инстанции, с учетом вышеприведенного, сделал правильный вывод об отсутствии законных оснований для признания истца имеющим право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Процедура постановки на учет сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, носит заявительный характер.

В силу ст. 35, 56 ГПК Российской Федерации, гражданский процесс носит состязательный характер, при этом каждая сторона имеет не только право, но и должна доказать те обстоятельства, па которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

                                                             определила:

Решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 6 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России