О признании незаконным решение комиссии о признании недействительным удостоверение ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Махачкала 2019 г.

 

Советский районный суд г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи П.А., с участием адвокатов Н.З., А.А., при секретаре М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф. А. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение комиссии о признании недействительным удостоверение ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий,

 

УСТАНОВИЛ:

А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение комиссии о признании недействительным удостоверение ветерана боевых действий, и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий указывая в обоснование иска, что он проходил службу в органах внутренних дел по Республике Дагестан на различных должностях. В период прохождения службы в органах внутренних дел по Республике Дагестан с 12 августа 1995 г. по 15 сентября 1995 г. находился в составе группы оперативного управления МВД России в ЧР и выполнял обязанности борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

В феврале 2006 г. ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, через отделение пенсионного фонда России по Республике Дагестан производилась ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых действий.

В конце февраля 2019 г. ему стало известно, что комиссией МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 27 декабря 2018 г. признано недействительным его удостоверение «Ветеран боевых действий» и прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.

Решение комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. полагает незаконным по следующим основаниям.

Согласно приказу начальника УВД г. Махачкала полковника милиции Г.К. от 2 августа 1995 г. № «О командировании личного состава ОБ ДПС при УВД г. Махачкала в распоряжение оперативного штаба МВД по Республике Дагестан по г. Хасавюрт» сотрудники ОБ ДПС при УВД г. Махачкала МВД по Республике Дагестан, в том числе и он, инспектор ОБ ДПС при УВД г. Махачкалы МВД по Республике Дагестан, был откомандирован для несения службы в зону вооруженного конфликта в Чеченскую Республику и прилегающую к ней территорию.

Факт несения службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте и непосредственное участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории Чеченской республики подтверждается справкой, выданной заместителем руководителя Группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике полковником милиции Н.И.

Кроме того, Решение Комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. о признании недействительным удостоверения участника боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, также не соответствуют положениям ст. 35 Конституции Российской Федерации и правовым Позициям Европейского суда.

Поскольку право на получение единовременной денежной выплаты, как и иные выплаты, входит в состав имущественных прав получателя выплаты, следовательно, лишить правообладателя этих прав может только суд.

Просит признать незаконным решение комиссии Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. № «Об аннулировании удостоверения «Ветеран боевых действий», выданного Ф.А. и прекращении ему ежемесячных денежных выплат как ветерану боевых действий», обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возобновить ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий.

В судебном заседании Ф., и его представители А.А. и Н.З. по изложенным основаниям иск поддержали и просили удовлетворить.

Представители МВД по Республике Дагестан по доверенности Ю.Ю. и Д.М. в удовлетворении исковых требований просили отказать и пояснили, что заключением служебной проверки от 21 июля 2014 года выданное Махмудову Ф.А. удостоверение ветерана боевых действий признано недействительным.

Решением комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 27 декабря 2018 года № удостоверение ветерана боевых действий, выданное Махмудову Ф.А., признано недействительным в связи с отсутствием достоверных сведений о его нахождении в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Федеральным законом "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к числу которых согласно его статье 16 относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц. указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г.         № Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ.

Согласно подпункту 2.2 указанной выше инструкции сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на районном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция МВД России).

Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Положением об МВД по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № и действовавшим в период принятия ответчиком оспариваемого приказа, предусмотрено, что МВД по Республике Дагестан осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 60 пункта 13).

Подпунктом 11 пункта 14 названного положения закреплено право МВД по Республике Дагестан в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Из пунктов 1,5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, следует, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные начальниками подчиненных органов 14 организаций.

В связи с этим решения о необоснованности выдаче удостоверений ветерана боевых действий подлежат отмене Министром внутренних дел Российской Федерации и руководителем территориального органа МВД России на районном уровне, (в случае, если удостоверение выдавалось должностным лицом территориального органа МВД России на районном уровне).

В рамках служебной проверки установлено, что в журнале выдачи удостоверений ветеранам боевых действий УРЛС МВД по Республике Дагестан имеется запись о получении в феврале 2006 года старшим инспектором Отдела кадров и БСП ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкале капитаном полиции М.А., 45 удостоверений на сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Махачкале, в том числе удостоверения М.Г.

Опрошенный М.А. пояснил, что в 2006 году руководителями ОБ ГИБДД УВД по г. Махачкале майором милиции С.Г. и майором милиции М.Б. ему было дано указание организовать сбор документов на сотрудников ОБ ГИБДД УВД по г. Махачкале, принимавших участие в боевых действиях. Он принимал у данных сотрудников ДПС материалы, а именно: копии их паспортов, копии справки ГУОШ МВД России в ЧР и рапорты, написанные ими собственноручно.

Осмотром архивного дела №1/1 том 2 «Приказы начальника УВД по г. Махачкале, изданные в период с 14 июля 95 года по 30 декабря 1995 года установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокуратуры г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от 22 августа 1995 года № «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы Российской Федерации С.Н.», иных приказов с регистрационным номером 206 не имеется.

Также в ходе проверки установлено, что среди приказов, изданных в УВД г. Махачкалы и МВД по Республике Дагестан за 1994, 1995 и 1996 годов имеется лишь один приказ об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкале в распоряжение ОШ № МВД по Республике Дагестан по г. Хасавюрту от 11 сентября 1995 года №... Других приказов об откомандировании в приграничные с ЧР районы Республики Дагестан не издавалось.

Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по г. Махачкале от 2 августа 1995 года № в состав ГУОШ МВД России в ЧР, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России».

Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР Ф. не имеются.

В рамках служебной проверки изучены личные дела, архивные приказы УВД по г. Махачкале за 1994, 1995, 1996 года. Так, изучением архивного личного дела Ф. установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, признаю исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5- ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно- ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. № 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от 19 декабря 2003 г. № 763).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2003 г. № 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная выше инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц. указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.

Из приведенного правового регулирования следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.

Аналогичное правовое регулирование содержалось и в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.

Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Дагестан, в силу приведенных выше правовых норм уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.

Положением о МВД по Республике Дагестан, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 532 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Дагестан осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 60 пункта 13).

Подпунктом 11 пункта 14 названного положения закреплено право МВД по Республике Дагестан в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Дагестан от 10 августа 2018 г. N ... утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Дагестан по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).

К основным задачам комиссии МВД по Республике Дагестан отнесено в том числе рассмотрение документов и материалов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. ( п. 1 Положения о комиссии МВД по Республике Дагестан).

Поскольку МВД по Республике Дагестан уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведенного выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

Доводы истца о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Махмудову Ф., и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведенному правовому регулированию спорных отношений.

Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России. К подтверждающим документам относятся:

3.1. Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", - справки архивных учреждений, подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", раздел III);

участие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года;

участие в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

службу в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий;

принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения там боевых действий.

Подтверждающими документами также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, реализованные наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, летные книжки.

Истцом представлены суду Приказ УВД по г.Махачкале от 2 августа 1995 г. № об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД г.Махачкалы в распоряжение оперативного штаба МВД по Республике Дагестан в г.Хасавюрт под № 31 в списке значится Ф., Справка заместителя руководителя группы управления Оперативного штаба в Чеченской Республике о том, что Ф. с 2 августа 1995 г. по 15 сентября 1995 г. находился в служебной командировке в составе группы оперативного управления УВД РФ в Чеченской

Суд признает установленным, что на момент приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Ф.А. удостоверения ветерана боевых действий у комиссии МВД по Республике Дагестан , предусмотренные в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России документы отсутствовали, а представленные им в комиссию приказ № от 2 августа 1995 г. и справка заместителя руководителя ГУОШ П. в отсутствие иных документов не являлись достаточным основанием для наделения Ф. статусом ветерана боевых действий.

При этом суд принимает во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии подлинника справки ГУОШ о пребывании Ф в служебной командировке в Чеченской Республике в 1995 г и о том, что осмотром архивного дела № том  «Приказы начальника УВД по г. Махачкале, изданные в период с 14 июля 95 года по 30 декабря 1995 года установлено, что в указанном деле имеется совместный приказ Прокуратуры г. Махачкалы и начальника УВД по г. Махачкале от 22 августа 1995 года № «О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ С.Н.», иных приказов с регистрационным номером 206 не имеется.

Среди приказов, изданных в УВД г. Махачкалы и МВД по Республике Дагестан за 1994, 1995 и 1996 годов имеется лишь один приказ об откомандировании сотрудников ОБ ДПС УВД по г. Махачкале в распоряжение ОШ № МВД по Республике Дагестан в г. Хасавюрту от 11 сентября 1995 года №... Других приказов об откомандировании в приграничные с ЧР районы Республики Дагестан не издавалось.

Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ «ФКУ ГИАЦ МВД России» следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР Ф. не имеются.

При исследовании в судебном заседании личного дела Ф.  архивный номер 263 установлено, что в нем отсутствуют какие-либо сведения о его пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признании незаконным решение комиссии МВД по Республике Дагестан от 27 декабря 2018 г. № «Об аннулировании удостоверения Ветеран боевых действий» выданного Ф.А. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ф. А. к МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий отказать.

Мотивированное решение составлено 8 мая 2019 г.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России