О пересчете выслуги лет для исчисления пенсии

 

 

                                                                 РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

 

19 апреля 2019 года         г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи М., при секретаре - Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Х. о пересчете выслуги лет для исчисления пенсии,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Х. обратился в суд с иском к ответчику МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить периоды работы Х. в должности бухгалтера и экономиста с 01.09.1989 г. по 23.10.1989 г.-бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10.1989 г. по 11.05.1993 г.-бухгалтер -ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12 .05.19993 г. по 16.12.1996 г. - экономист АОЗТ «Серир» ( 7 лет 3 месяца 8 дней), в расчет выслуги для назначения ему пенсии, а также произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии.

В обоснование иска указано, что истец проходил службу в органах налоговой полиции с 10.10.1997 г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан №252 л/с от 14.10.1997 г.) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан от 30.06.2003г. п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по ликвидации организации).

Приказом МВД по Республике Дагестан  №<…>от 18.07.2003г. с 01.07.2003г. принят на службу в МВД по Республике Дагестан на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по Республике Дагестан и уволен приказом МВД по Республике Дагестан №<…> от 30.05.2018г. по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).

При исчислении стажа, дающего Х. право на пенсию, процентную надбавку и единовременное пособие МВД по Республике Дагестан не засчитан его стаж работы по бухгалтерской и экономической специальности, на которых он работал до поступления на службу в органы налоговой полиции:

         Не засчитан в трудовой стаж его работа на следующих должностях: с 01.09. 1989 г. по 23 октября 1989 г.- бухгалтер, НИИ «Азимут»; с 30.10. 1989 г. по 1 1.05. 1993 г,- бухгалтер-ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12.05. 1993 г. по 16.12. 1996 г.- экономист, АОЗТ «Серир».

Стаж: работы Х. на должностях экономиста и бухгалтера составляет всего 7 лет 3 месяца 8 дней.

В связи, с чем Х. обратился с письмом от 12.06.2018 г. на имя министра МВД  по Республике Дагестан, указав о необходимости включения в трудовой стаж для расчета пенсии периоды его работы на должностях экономиста и бухгалтера, на которых он проработал до поступления на службу в налоговую полицию.

На своё обращение Х. получил ответ за № <…> из МВД по Республике Дагестан с отказом произвести пересчет стажа. При этом МВД по Республике Дагестан сослалось на определение Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2016 г. по делу № 81-КГ-16-21. Что в указанном определении отмечено, что согласно ведомственному нормативному акту время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям

 

                            

                            


службу в органы налоговой полиции в должностях на финансово-экономическим ,бухгалтерским и юридическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лег для назначения пенсии не включается.

Ссылка на указанное определение ВС Российской Федерации не может быть принятии во внимание, так как вынесено ошибочно, на основании ведомственного нормативного акта, который был отменен как, не соответствующий законодательству Российской Федерации.

То есть Верховный суд Российской Федерации обосновал ошибочно вынесенное определение от 19.12.2016 г. по делу № 81-КГ-16-21 положив за основу отмененный ведомственный акт еще в 2001 году, как не соответствующий законодательств) Российской федерации.

При таких обстоятельствах, в том числе и ниже приведенными нормативными актами считает, что отказ МВД по Республике Дагестан о не включении экономического стажа в выслугу лет для исчисления пенсии по линии МВД Республики Дагестан незаконным.

Необходимость включения вышеуказанного стажа в выслугу лег регламентируется ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1 лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, предшествовавшей службе в органах внутренних дел на должностях начальствующего рядового состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996г. «Вопросы Министерства Российской Федерации но налогам и сборам» при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, ГПС, учреждениях и органах уголовно исправительной системы и их семей», и порядка исчисления выслугу лет для назначении пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 22.09.1993г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальные звания налоговой полиции (ч.3 ст.50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

В части 3 статьи 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции» законодатель установил норму не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1, но и прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслугу лет для получения пенсии по этому закону сохраняют право на включение в выслугу времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 и Постановлением Правительства РФ №491 от 22.09.1993г с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.


прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993г.№4468-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации№491 от22,09,1993г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения  законодательно была обеспечена  стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 155 от 20.02.1995 г. действие Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 22.09.1993г. распространяется на лиц проходящих службу в органах налоговой полиции, имеющие специальные звания с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

При этом Федеральный закон от 30.06.2003г. №86-ФЗ предусматривал специальную гарантию при переходе лиц, увольняемых из органов налоговой полиции, упраздняемых на основании Указа Президента Российской Федерации № 306 от 11.03.2003 г., на службу в органы внутренних дел.

В соответствии ст. 54 указанного закона, выслуга лег сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитываете» в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Все это подтверждено и письмом Главного управления кадров МВД Российской Федерации от 13.09.2004г.

Кроме того, в налоговой полиции Х. указанный стаж был включен в выслугу лет и выплачивались процентные надбавки за экономический стаж.

В органы налоговой полиции, Х., был принят с присвоением специального звания «лейтенант налоговой полиции» (приказ УФСНП Республики Дагестан № 252 от 14.10.1997 г.) на должность специалиста информационно-аналитического отдела. Ко времени увольнения из органов налоговой полиции Х. состоял на должности эксперта экспертного отдела со специальным званием «подполковник налоговой полиции».

Таким образом, незаконно не включены в выслугу лет для исчисления пенсии при увольнении из МВД по Республике Дагестан периоды работы Х. на бухгалтерских и экономических должностях в общей продолжительности 7 лет 3 месяца и 8 дней.

В судебном заседании представитель истца Х. - Г. по доверенности иск полностью поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель МВД по Республике Дагестан Д. по доверенности иск не признала и просила отказать в удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.


Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 407-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Владимира Прохоровича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и раздела II приложения N 1 к нему", закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет и установлен Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (приложение N 1). Установлений Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной отдаленной местности Российской Федерации, само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил службу в органах налоговой полиции с 10.10.1997 г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан  №<…> от 14.10.1997 г.) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан от 30.06.2003г.) п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по ликвидации организации).

Приказом МВД по Республике Дагестан №<…> от 18.07.2003г. с 01.07.2003г. принят на службу в МВД по Республике Дагестан на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по Республике Дагестан и уволен приказом МВД по Республике Дагестан №<…> от 30.05.2018 г. по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).

Согласно приказу МВД по Республике Дагестан от 30.05.2018 года №<…> об увольнении, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 24 года, 3месяца , 29 дней, а в льготном исчислении: 26 лет, 7месяцев, 8 дней.     |

Приказ МВД по Республике Дагестан от 30.05.2018г. №<…> истцом не был обжалован.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее -Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В силу пункта «б» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции


Согласно подпункту «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г.

Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993г. № 4991-1, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитываете» время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. № 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996г. № 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» и других законодательных актов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992г.,если работнику в


 период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 41) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органа; налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание.

Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

В соответствии с вышеизложенным, оснований для удовлетворения исковых требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Х. с 01.09.1989г. по 23.10.1989г. в должности бухгалтера НИИ «Азимут», с 30.10.1989 г. по 11.05.1993г. в должности бухгалтер-ревизора АО «Дагэнерго» и с 12.05.1993г. по 16.12.1996 г. в должности экономиста АОЗТ «Серир» не имеется.

Доводы представителя истца о том, что ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации при отказе пересчете выслуги лет истцу является ошибочным, а также согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996г. «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку как указанно выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную служу в качестве ицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 41) распространено на лиц,


Решение может быть обжаловано в апелляционном  порядке в течение одного месяца
со дня его вынесения в окончательной формулировке.

 

 

 

проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание.

Вместе с тем в пунктах 1 и 2 названного Постановления перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

В судебном заседании представитель ответчика также заявил ходатайство о применении сроков давности к требованиям истца, считая, что истцом пропущен срок обращения в суд.

Данное ходатайство представителя ответчика суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку требования истца Х. вытекают из правоотношений, регулируемых законодательством о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер.

Следовательно, срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК Российской Федерации к данным правоотношением не применим, поскольку согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При таких обстоятельствах требования истца суд находит необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                                 РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Х. к ответчику МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить периоды работы Х. в должности бухгалтера и экономиста с 01.09.1989г. по 23.10.1989г.-бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10.1989г. по 11.05.1993г.-бухгалтер-ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12.05.1993г. по 16.12.1996 г. - экономист АОЗТ «Серир» (7 лет 3 месяца 8 дней), в расчет выслуги для назначения ему пенсии, а также произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии, отказать.

 

 

 

 

 

                                                                 РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

 

19 апреля 2019 года                                                        г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи М., при секретаре - Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Х. о пересчете выслуги лет для исчисления пенсии,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Х. обратился в суд с иском к ответчику МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить периоды работы Х. в должности бухгалтера и экономиста с 01.09.1989 г. по 23.10.1989 г.-бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10.1989 г. по 11.05.1993 г.-бухгалтер -ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12 .05.19993 г. по 16.12.1996 г. - экономист АОЗТ «Серир» ( 7 лет 3 месяца 8 дней), в расчет выслуги для назначения ему пенсии, а также произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии.

В обоснование иска указано, что истец проходил службу в органах налоговой полиции с 10.10.1997 г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан №252 л/с от 14.10.1997 г.) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан от 30.06.2003г. п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по ликвидации организации).

Приказом МВД по Республике Дагестан  <…>от 18.07.2003г. с 01.07.2003г. принят на службу в МВД по Республике Дагестан на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по Республике Дагестан и уволен приказом МВД по Республике Дагестан<…> от 30.05.2018г. по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).

При исчислении стажа, дающего Х. право на пенсию, процентную надбавку и единовременное пособие МВД по Республике Дагестан не засчитан его стаж работы по бухгалтерской и экономической специальности, на которых он работал до поступления на службу в органы налоговой полиции:

         Не засчитан в трудовой стаж его работа на следующих должностях: с 01.09. 1989 г. по 23 октября 1989 г.- бухгалтер, НИИ «Азимут»; с 30.10. 1989 г. по 1 1.05. 1993 г,- бухгалтер-ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12.05. 1993 г. по 16.12. 1996 г.- экономист, АОЗТ «Серир».

Стаж: работы Х. на должностях экономиста и бухгалтера составляет всего 7 лет 3 месяца 8 дней.

В связи, с чем Х. обратился с письмом от 12.06.2018 г. на имя министра МВД  по Республике Дагестан, указав о необходимости включения в трудовой стаж для расчета пенсии периоды его работы на должностях экономиста и бухгалтера, на которых он проработал до поступления на службу в налоговую полицию.

На своёобращение Х. получил ответ за № <…> из МВДпо Республике Дагестан с отказом произвести пересчет стажа. При этом МВД по Республике Дагестан сослалось на определение Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2016 г. по делу № 81-КГ-16-21. Что в указанном определении отмечено, что согласно ведомственному нормативному акту время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям


службу в органы налоговой полиции в должностях на финансово-экономическим ,бухгалтерским и юридическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лег для назначения пенсии не включается.

Ссылка на указанное определение ВС Российской Федерации не может быть принятии во внимание, так как вынесено ошибочно, на основании ведомственного нормативного акта, который был отменен как, не соответствующий законодательству Российской Федерации.

То есть Верховный суд Российской Федерации обосновал ошибочно вынесенное определение от 19.12.2016 г. по делу № 81-КГ-16-21 положив за основу отмененный ведомственный акт еще в 2001 году, как не соответствующий законодательств) Российской федерации.

При таких обстоятельствах, в том числе и ниже приведенными нормативными актами считает, что отказ МВД по Республике Дагестан о не включении экономического стажа в выслугу лет для исчисления пенсии по линии МВД Республики Дагестан незаконным.

Необходимость включения вышеуказанного стажа в выслугу лег регламентируется ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1 лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, предшествовавшей службе в органах внутренних дел на должностях начальствующего рядового состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Согласно пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996г. «Вопросы Министерства Российской Федерации но налогам и сборам» при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, ГПС, учреждениях и органах уголовно исправительной системы и их семей», и порядка исчисления выслугу лет для назначении пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 22.09.1993г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальные звания налоговой полиции (ч.3 ст.50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

В части 3 статьи 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции» законодатель установил норму не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1, но и прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслугу лет для получения пенсии по этому закону сохраняют право на включение в выслугу времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 и ПостановлениемПравительства РФ №491 от 22.09.1993г с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.


прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993г.№4468-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации№491 от22,09,1993г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения  законодательно была обеспечена  стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 155 от 20.02.1995 г. действие Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 22.09.1993г. распространяется на лиц проходящих службу в органах налоговой полиции, имеющие специальные звания с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

При этом Федеральныйзакон от 30.06.2003г.№86-ФЗ предусматривал специальную гарантию при переходе лиц, увольняемых из органов налоговой полиции, упраздняемых на основании Указа Президента Российской Федерации № 306 от 11.03.2003 г., на службу в органы внутренних дел.

В соответствии ст. 54 указанного закона, выслуга лег сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитываете» в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Все это подтверждено и письмом Главного управления кадров МВД Российской Федерации от 13.09.2004г.

Кроме того, в налоговой полиции Х. указанный стаж был включен в выслугу лет и выплачивались процентные надбавки за экономический стаж.

В органы налоговой полиции, Х., был принят с присвоением специального звания «лейтенант налоговой полиции» (приказ УФСНП Республики Дагестан № 252 от 14.10.1997 г.) на должность специалиста информационно-аналитического отдела. Ко времени увольнения из органов налоговой полиции Х. состоял на должности эксперта экспертного отдела со специальным званием «подполковник налоговой полиции».

Таким образом, незаконно не включены в выслугу лет для исчисления пенсии при увольнении из МВД по Республике Дагестан периоды работы Х. на бухгалтерских и экономических должностях в общей продолжительности 7 лет 3 месяца и 8 дней.

В судебном заседании представитель истца Х. - Г. по доверенности иск полностью поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель МВД по Республике Дагестан Д. по доверенности иск не признала и просила отказать в удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.


Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 407-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова Владимира Прохоровича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и раздела II приложения N 1 к нему", закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет и установлен Перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (приложение N 1). Установлений Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной отдаленной местности Российской Федерации, само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил службу в органах налоговой полиции с 10.10.1997 г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан  <…> от 14.10.1997 г.) по 30.06.2003г. (приказ УФСНП по Республике Дагестан от 30.06.2003г.) п. «е» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по ликвидации организации).

Приказом МВД по Республике Дагестан<…> от 18.07.2003г. с 01.07.2003г. принят на службу в МВД по Республике Дагестан на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела анализа УНП МВД по Республике Дагестан и уволен приказом МВД по Республике Дагестан<…> от 30.05.2018 г. по п. 2 ч.1 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе).

Согласно приказу МВД по Республике Дагестан от 30.05.2018 года №<…> об увольнении, выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 24 года, 3месяца , 29 дней, а в льготном исчислении: 26 лет, 7месяцев, 8 дней.                          |

Приказ МВД по Республике Дагестан от 30.05.2018г. №<…> истцом не был обжалован.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее -Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В силу пункта «б» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется положением о прохождении службы в органах налоговой полиции


Согласно подпункту «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г.

Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993г. № 4991-1, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитываете» время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, то есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 169 (в редакции приказа Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 30 января 1998 г. № 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996г. № 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» и других законодательных актов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992г.,если работнику в


 период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 41) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органа;налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание.

Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

В соответствии с вышеизложенным, оснований для удовлетворения исковых требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Х. с 01.09.1989г. по 23.10.1989г. в должности бухгалтера НИИ «Азимут», с 30.10.1989 г. по 11.05.1993г. в должности бухгалтер-ревизора АО «Дагэнерго» и с 12.05.1993г. по 16.12.1996 г. в должности экономиста АОЗТ «Серир» не имеется.

Доводы представителя истца о том, что ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации при отказе пересчете выслуги лет истцу является ошибочным, а также согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.1996г. «Вопросы Министерства Российской Федерациипо налогам и сборам» при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку как указанно выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную служу в качестве ицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» (далее -постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 41) распространено на лиц,


Решение может быть обжаловано в апелляционном  порядке в течение одного месяца
со дня его вынесения в окончательной формулировке
.

 

 

 

проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание.

Вместе с тем в пунктах 1 и 2 названного Постановления перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

В судебном заседании представитель ответчика также заявил ходатайство о применении сроков давности к требованиям истца, считая, что истцом пропущен срок обращения в суд.

Данное ходатайство представителя ответчика суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку требования истца Х. вытекают из правоотношений, регулируемых законодательством о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер.

Следовательно, срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК Российской Федерации к данным правоотношением не применим, поскольку согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При таких обстоятельствах требования истца суд находит необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                                 РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Х. к ответчику МВД по Республике Дагестан об обязании МВД по Республике Дагестан включить периоды работы Х. в должности бухгалтера и экономиста с 01.09.1989г. по 23.10.1989г.-бухгалтер НИИ «Азимут»; с 30.10.1989г. по 11.05.1993г.-бухгалтер-ревизор, АО «Дагэнерго»; с 12.05.1993г. по 16.12.1996 г. - экономист АОЗТ «Серир» (7 лет 3 месяца 8 дней), в расчет выслуги для назначения ему пенсии, а также произвести перерасчет и установить выслугу лет для назначения пенсии с учетом времени службы в органах налоговой полиции периодов его работы на бухгалтерских и экономических должностях с даты назначения пенсии, отказать.

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России