АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Суда РД "О восстановлении на службе" 27 июня 2013 года

Судья Омарова М.А.

Дело №33-2184

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 27 июня 2013 года                                                                                                   г. Махачкала, РД

 

   Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Бейтуллаевой З.А. судей Загирова Н.В. и Джарулаева А.К. при секретаре  Билаловой Н.Б. с участием прокурора Магомедэминова М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министра внутренних дел Магомедова А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 марта 2013 года по делу по иску А. к МВД России и МВД по РД о признании незаконными Приказа МВД РД за № 258 л/с от 18.02.2013 года об устранении от выполнения служебных обязанностей и Приказа МВД РД за № 224 л/с от года об увольнении его из органов внутренних дел, о признании незаконным Приказа МВД РФ за № 131 от 11 марта 2013 года, восстановлении на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

         Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя МВД по РД и МВД России Г. , просившего отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца, доводы А. и его представителя Гамидова А.З., просивших оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Магомедэминова, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

                                                                            УСТАНОВИЛА:

     А. обратился в суд с иском к МВД РД о признании незаконными Приказа МВД РД за № 258 л/с от 18.02.2013 года об отсранении от выполнения служебных обязанностей и Приказа МВД РД за № 224 л/с об увольнении его из органов внутренних дел, восстановлении на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя тем, что он незаконно отстранен от выполнения своих служебных обязанностей на период проведения служебной проверки, поскольку отстранение может быть в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания. Служебная проверка была назначена не по факту совершения им - истцом грубого нарушения дисциплины, а по факту применения сотрудником полиции Якубовым Ф. табельного огнестрельного оружия, в результате чего погибли трое людей. Полагает, что оснований для отстранения его от выполнения служебных обязанностей не имелось, поскольку он грубого нарушения служебной дисциплины, исключающиеговозможность выполнения им служебных обязанностей не допускал. Последующее его увольнение из органов внутренних дел на основании Приказа МВД РД за № 224 от 20.02.2013 года также находит необоснованным, поскольку грубого нарушения служебной дисциплины он не допускал, указанные в материалах служебной проверки обстоятельства, послужившие основанием для его увольнения и вмененные ему, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, его увольнение Министром внутренних дел РД произведено с превышением полномочий, поскольку увольнение сотрудника полиции, состоящего в звании полковника полиции, является прерогативой Министра внутренних дел РФ.

       В дополнение к исковому заявлению А. обратился в суд с требованием к МВД России о признании незаконным Приказа МВД РФ за № 131 от 11 марта 2013 года, мотивируя тем, что указанный приказ вытекает уже из оспариваемого им Приказа МВД РД за № 224 от 20.02.2013 года. Обстоятельства, указанные в Приказе МВД России, послужившие основанием для его увольнения, не соответствуют действительности. Табельное оружие, как указано в оспариваемом приказе, А. за Якубовым Ф. не закреплял, а закреплен был начальником ОП по Советскому району УВМД по г. Махачкале. Также считает не соответствующим действительности доводы в оспариваемом приказе о том, что А. не отреагировал на рапорты подчиненных руководителей о пересмотре приказа о закреплении табельного оружия за рядом участковых уполномоченных полиции, а также о том, что не принял меры о временном отстранении Якубова Ф. от выполнения служебных обязанностей при наличии возбужденного уголовного дела в отношении него, так как такие рапорта отсутствуют, а также согласно справки ИЦ МВД РД отсутствуют сведения о возбуждении уголовного дела в отношении Якубова Ф., заключение психолога об отношении Якубова Ф. к группе риска до применения им оружия, повлекшего смерть 3-х человек, также не существовало.

          Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 марта 2013 года постановлено: «Исковые требования А. удовлетворить. Признать незаконным Приказ МВД РД за № 258 л/с от 18.02.2013 года в части отстранения от выполнения служебных обязанностей начальника Управления МВД РФ по г. Махачкала. Признать незаконным п. 4 Приказа МВД РД за № 224 л/с от 20.02.2013 года в части увольнения из органов внутренних дел А. начальника УМВД России по г. Махачкале. Признать незаконным Приказ МВД РФ за № 131 от 11 марта 2013 года в части увольнения из органов внутренних дел полковника полиции - начальника УМВД России по г. Махачкале А. и обязать отменить его. Восстановить А. в должности начальника УМВД России по г. Махачкала с 11 марта 2013 года. Обязать МВД РД выплатить А. заработную плату за время вынужденного прогула с 11 марта по 28 марта 2013 года. Решение суда в части восстановления на работе А. подлежит немедленному исполнению».

          На данное решение Министром внутренних дел РД Магомедовым А. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, мотивируя тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления о назначении судебного разбирательства и дело рассмотрено в отсутствие не извещенного ответчика, а именно МВД России. Судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, а именно Положение об управлении МВД России по г. Махачкале и Приказ МВД РФ от 01.02.2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел». В решении суд указывает, что дисциплинарные взыскания Якубова Ф.С., наложенные на него трижды в течение года, были отменены решениями суда, однако в подтверждении данного факта сами решения в деле не имеются. Данный вывод сделан на голословных предположениях истца. Кроме того, судом также сделан ошибочный вывод о том, что в отношении Якубова Ф.С. ранее не было возбуждено уголовное дело. Такому выводу послужила справка ИЦ МВД РД. Между тем, данная справка получена истцом по требованию формы № 159. информация об уголовно-процессуальных действиях в отношении запрашиваемого лица по требованию № 159 составляется после предъявления обвинения, а поскольку уголовное дело в отношении Якубова Ф.С. было приостановлено, то сведениями о его статусе ИЦ МВД по РД не располагало. Руководитель УМВД России по г. Махачкала А. не обеспечил контроль над подчиненным сотрудником Якубовым Ф.С. о недопустимости закрепления за ним оружия на постоянное ношение и хранение, в то время когда в отношении последнего было возбуждено уголовное дело, имелись три действующих взыскания о неполном служебном соответствии, а также имелось заключение психолога о том, что Якубов Ф.С. относится к группе повышенного психологического внимания и риска.

         Кроме того, удовлетворяя иск, суд исходил из того, что А. уволен в период временной нетрудоспособности. Однако, как усматривается из Приказа МВД России от 11.03.2013 года № 131 в части касающейся А. указывается уволить А. по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального Закона от 30.11.2011 года № 342 в установленном порядке, то есть данный приказ является неокончательным. Признавая приказ об отстранении от выполнения служебных обязанностей незаконным, суд не учел, что отстранение А. было связано с возможностью возникновения конфликта интересов, оказания давления на ход проведения служебной проверки. Поскольку проведение служебной проверки было связано с привлечением истца к дисциплинарной ответственности, то имелись основания полагать в возникновении личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей.

        Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

        Удовлетворяя требования А., суд первой инстанции исходил из того, что доводы ответчика о бездействии начальника УМВД России по г. Махачкала не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

        Между тем, изучив представленные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ненадлежащее исполнение возложенных на А. служебных обязанностей в период нахождения его в должности начальника УМВД России по г. Махачкала являлось одним из факторов, повлиявших на совершение подчиненным истцу сотрудником Якубовым Ф.С. преступления.

          Как видно из дела, А. состоял на службе в органах внутренних дел Республики Дагестан с 1979 года в должности начальника УМВД РФ по г. Махачкала - с 01.03.2010 года.

          Приказом МВД РД за № 258 л/с от 18.02.2013 года А. отстранен от выполнения служебных обязанностей.

           Приказом МВД РФ за № 131 от 11 марта 2013 года, пункт 2, с А. расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел по п. 6 части 2 ст. 82 Федерального закона № 342 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», за совершение грубого нарушения служебной дисциплины, предусмотренного п. 4 части 2 ст. 49 Федерального закона № 342 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также за нарушение подпунктов «а», «д», «л» пункта 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377, пунктов 4.10 и 86 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года, выразившихся в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных подразделений полиции в вопросах организации оперативно-служебной деятельности и воспитательной работы с подчиненными, повлекшего применение сотрудником табельного огнестрельного оружия и гибель людей.

          Как следует из материалов дела и приказа, у участкового уполномоченного отдела полиции по Советскому району УМВД России по г. Махачкала капитана полиции Якубова Ф.С. в свободное от работы время в ходе распития спиртных напитков произошел скандал с родственниками бывшей жены, в ходе которого Якубов Ф.С. применил закрепленное за ним табельное оружие. В результате этого от полученных огнестрельных ранений на месте скончались граждане Османов А.А., Айсакаев Т.М. и Изиев А.И. По данному факту СО по Кировскому району г. Махачкалы СУ России по РД 18 февраля 2013 года возбуждено уголовное дело № 35885 по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

   Также в приказе отражено, что данный факт стал возможным в результате нарушения начальником УМВД России по г. Махачкала полковником полиции А. подпунктов «а», «д», «л» пункта 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377, п. п. 4.10, 86 Руководства по морально-психологическому обеспечению    оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

   Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О полиции», а также по заявлению сотрудника.

          Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 9 ст. 52 Федерального закона № 342-ФЭ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»),Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 года № 1140.

         Судом установлено, что на основании резолюции министра внутренних дел Республики Дагестан и в соответствии с п. 13 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, по факту возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника УМВД России по г. Махачкалы назначено проведение служебной проверки.

          Как следует из заключения служебной проверки по факту возбуждения уголовного дела в отношении Якубова Ф.С., утвержденного министром внутренних дел Республики Дагестан Магомедовым А.М. 19 февраля 2013 года, в ходе проверки нашел свое подтверждение факт грубого нарушения А. служебной дисциплины, а именно факты не соблюдения законности при осуществлении сотрудниками оперативно-служебной деятельности, непринятия им (истцом) мер по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, предотвращению причин и условий их совершения, отсутствия эффективного управленческого воздействия на решение вопросов закрепления за ними табельного оружия на постоянное хранение и ношение, надлежащей организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подчиненных сотрудников. При этом установлено нарушение должностных обязанностей и другими сотрудниками УМВД России по г. Махачкала, что повлекло совершение проступка Якубовым Ф.С.В рамках проведенной проверки по факту возбуждения уголовного дела в отношении участкового Якубова Ф.С. у А. были отобраны объяснения о том, как им исполнялись обязанности по осуществлению воспитательной работы по отношению к работникам управления МВД России по г. Махачкала.

        Таким образом, в ходе рассмотрения дела судебная коллегия считает, что нарушений порядка привлечения А. к дисциплинарной ответственности не допущено.

    При рассмотрении дела в суде первой инстанции А. оспаривался факт того, что он несет персональную ответственность за результативность воспитательной работы в отношении сотрудников управления МВД России по г. Махачкалы и по допущенному Якубовым Ф.С. проступку он не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

    Приказом МВД по Республике Дагестан от 06.09.2011 № 1562 утверждено Положение об Управлении МВД России по г. Махачкале.

    Согласно п. 14 указанного Положения, начальник Управления осуществляет руководство управлением МВД России по г. Махачкале на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач.

    В соответствии с п.п. 11 п. 17 Положения начальник Управления обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими Управления оперативно-служебной деятельности, организует и осуществляет контроль за законностью решений и действия должностных лиц Управления, принимает участие в обеспечении собственной безопасности и организует мониторинг ее состояния.

    В силу п.п. 20 п. 17 начальник Управления проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

    Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 утверждено Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно­служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

    Согласно пункту 27 Руководства воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии - должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения.

    Исходя из п. 12 Руководства руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.

    Пунктом 21 Руководства предусмотрено, что руководитель организует морально-психологическое обеспечение через своего заместителя по работе с личным составом, а при его отсутствии - должностное лицо, в обязанности ~ которого решением руководителя возложена организация указанного обеспечения

    Согласно пункту 11.4 Руководства руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут  личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях

    При осуществлении морально-психологического обеспечения руководитель обязан:

определять основные задачи и направления морально-психологического обеспечения на конкретный период, сроки реализации мероприятий, утверждать планы работы подразделения морально-психологического обеспечения, контролировать их исполнение;

обеспечивать взаимосвязь планирующих документов служебной деятельности и морально-психологического обеспечения, единство требований по участию руководящего состава всех уровней в их реализации;

лично участвовать в проведении мероприятий морально­психологического обеспечения, проводить индивидуальную воспитательную работу с подчиненными;

проводить работу по формированию благоприятного социально­психологического климата в служебных коллективах, повышению заинтересованности сотрудников в добросовестном исполнении служебных обязанностей, рационально использовать моральные и материальные формы стимулирования труда личного состава;

принимать меры по укреплению служебной дисциплины и законности, профилактике правонарушений, решительно пресекать факты сокрытия преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков, давать им принципиальную оценку;обеспечивать поддержание на высоком уровне морально­психологической готовности личного состава к оперативно-служебной деятельности в повседневных и экстремальных условиях;

подводить итоги работы по организации и проведению мероприятий морально-психологического обеспечения.

    В силу пункта 28 Руководства воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии - должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения.

    Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации.

    В главе 3 указанного Дисциплинарного устава указаны обязанности руководителя по поддержанию служебной дисциплины.

    Согласно п. 7 главы 3 Дисциплинарного устава в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:

а)         обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;

б)         четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

в)         соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;

г)         принимать меры по противодействию коррупции;

д)         знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально­психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;

е)         всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;

ж)        создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;

з)         обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

и)        воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;

л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.

   В нарушение названных выше норм начальником УМВД России по г. Махачкала А. указанная работа с подчиненными не проводилась.

    Также в ходе судебного разбирательства судебной коллегией было установлено, что со стороны А. отсутствовал должный контроль за деятельностью подчиненных подразделений полиции в вопросах организации оперативно-служебной деятельности и воспитательной работы с подчиненными, не ' принимались меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, предотвращению причин и условий их совершения.

    Указанное неисполнение А. своих обязанностей подтверждаются материалами дела. Так, в августе 2012 года в отношении Якубова Ф.С. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража), которое до настоящего времени не прекращено. Начальник УМВД России по г. Махачкала полковник полиции А. в нарушение п. 1 и 2 части 2 ст. 73 Федерального закона № 342-Ф3 от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не решил вопрос о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей и возможном увольнении со службы в органах внутренних дел Якубова Ф.С.

    Кроме того, начальник УМВД России по г. Махачкала А., зная, что в течение календарного года Якубов Ф.С. был трижды привлечен к дисциплинарной ответственности, не пересмотрел приказ о закреплении табельного огнестрельного оружия, в том числе за капитаном полиции Якубовым Ф.С.

     Более того, вопрос о сдаче Якубовым Ф.С. табельного оружия должен был быть решен начальником УМВД России по г. Махачкалы А. при наличии соответствующего заключения психолога, согласно которому Якубов Ф.С. отнесен к группе риска.

    Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении начальником УМВД России по г. Махачкале полковником полиции А. грубого нарушения служебной дисциплины, выразившегося в личном виновном бездействии, которое привело к гибели троих человек в связи с применением капитаном полиции Якубовым Ф.С. табельного огнестрельного оружия в состоянии алкогольного опьянения

    Согласно подпунктам «ж» и «з» пункта 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации служебная дисциплина в органах внутренних дел осуществляется: ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;

з)         осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей.

   Следовательно, увольнение А. произведено на законных основаниях.

    Указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана неправильная оценка, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения о восстановлении А. в прежней должности, которое подлежит отмене.

 

  На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

 

    Апелляционную жалобу Министра МВД по РД, представителя МВД по РД Магомедова А.М. удовлетворить. Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 28 марта 2013 года отменить. По делу вынести новое решение. В удовлетворении исковых требований А. о признании Приказа МВД РД № 258 от 18.02.2013 года об отстранении от выполнения служебных обязанностей и приказа МВД РФ № 131 от 11 марта 2013 года в части увольнения из органов внутренних дел полковника полиции - начальника УМВД России по г. Махачкала А. незаконными, восстановлении на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - отказать.

 

 

 Председательствующий

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России