Советский районный суд о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по РД с 09.01.2003 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15.03.2016г.                                                                                  г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи А. X., при секретаре – Х.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш М.Г. к МВД по РД и Управлению организации тылового обеспечения МВД по РД о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по РД с 09.01.2003 г., обязании включить его в состав участников подпрограммы реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г." с учетом состава членов семьи,-

УСТАНОВИЛ:

Ш.М.Г. обратился в суд с указанным иском. Иск мотивирован тем, что он с 1992 по 2015 годы проходил службу в органах внутренних дел РФ. На основании приказа №283 от 02 марта 2015 г. с 26 февраля 2015 года он уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 года №342 -ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На основании его рапорта от 17 октября 2002 года, решением ЦЖБК МВД по РД, оформленное протоколом №5 от 07.02.2003 года, он был включен в общую очередь с 09.01.2003 года на получения жилья с составом семьи-супруги Ш.К.А., 1976 г.р., сына Ш.М.М, 2001 г.р. и дочери Ш.С. М, 2010 г.р. До настоящего времени он полагал, что находится в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по РД, однако из письма МВД по РД от 21.09.2015 года следует, что на очереди, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Дагестан он не состоит. Считает, что его незаконно не включили в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2011-2015 г.г.». С 2002 года он состоял на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий, его жилищные условия не изменились, собственного жилья он и члены его семьи не имели и не имеют, он с семьей зарегистрирован в административном здании отдела полиции по Кировскому району УМВД России по г. Махачкала по адресу: ул. Буганова 2-а, без проживания. Он, являясь сотрудником органов внутренних дел РФ, уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе, имеет общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет и нуждаясь в улучшении жилищных условий, вправе рассчитывать на получение жилищного сертификата. Просит: восстановить его на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по Республике Дагестан с 09.01.2003 года; обязать ответчика включить его в состав участников подпрограммы реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг.» с учетом членов семьи: супруги – Ш.К. А. 1976 г.р.,         сына Ш.М.М. 2001 г.р., дочери Ш.С. М., 2010 г.р.

Представитель ответчика МВД по РД Д.Р. А. иск не признала и пояснила, Ш.М. стало известно о нарушении его прав из письма МВД по Республике Дагестан от 21 сентября 2015 г., согласно которому он в МВД по Республике Дагестан на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Однако, в суд он обратился в феврале 2016 г., т.е. спустя более трех месяцев. Тем самым, истцом пропущен срок в порядке ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за решением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истечение срока исковой давности в соответствии со ст. 199 ГК РФ, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, т.е. согласно абзаца 2 п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Выдача государственных жилищных сертификатов с 2006 г. осуществляется в рамках подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», утвержденной постановлением правительства РФ от 31.12.2005г. №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-20 15г.г. Постановлением Правительства от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, действие указанной подпрограммы продлен до 2015 года. В целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» 21 марта 2006 года принято постановление № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.» (далее - Правила). В соответствии с пунктом 10 Правил, право на жилищный сертификат имеют граждане, уволенные из органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета по достижении предельного возраста, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральных органах исполнительной власти по последнему месту службы и имеющие выслугу (общую продолжительность службы) в органах внутренних дел 10 лет и более, включенные в список кандидатов на получение жилищных сертификатов. Согласно вышеуказанной норме, одним из условий возникновения права на получение жилищного сертификата является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий уволенного из органов внутренних дел. Согласно письму УОТО МВД по Республике Дагестан от 21.09.2015 г. №49/1-2564 Ш.М.Г. на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит и соответственно, как указано в данном письме, в списке кандидатов на участие в подпрограмме «государственные жилищные сертификаты» не состоит. Истец, в обосновании своих требований ссылается на письмо за подписью председателя ЦЖБК МВД по РД Дадашева о том, что Ш.М. Г. включен в общую очередь с 09.01.2003 г. согласно протоколу №5 от 07.02.2003 г. Данное письмо датировано 2002 годом, еще до возможного заседания жилищно-бытовой комиссии в 2003 году. Кроме того, письмо в установленном порядке не заверено. Факт постановки на учет подлежит доказыванию исключительно протоколом заседания жилищно - бытовой комиссии, т.е. решением органа по учету и распределению жилья, на основании которого заводится жилищное дело. Из письма УОТО МВД по Республике Дагестан от 21.09.2015 г. №49/1-2564 следует, что Шихаев М. Г. в списках очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, никакими документами ЦЖБК МВД по Республике Дагестан (протокол заседания жилищной комиссии, жилищное дело, список нуждающихся) не располагает. При таких обстоятельствах, в отсутствии иных доказательств постановки Шихаева М. Г. на учет нуждающихся в получении жилья, представленная им письмо за подписью Д.Ш.Д. не может быть положено в основу вывода о том, что он в установленном законном порядке ставился на учет и состоит в очереди нуждающихся в получении жилья. Факт постановки на учет подлежит доказыванию исключительно протоколом заседания жилищно - бытовой комиссии, т.е. решением органа по учету и распределению жилья, на основании которого заводится жилищное дело. Данная позиция отражена по делам А.А.А., Г. А.И., Ш.Г.Р., рассмотренных Верховным Судом РД. Право на получение сертификата в течение последнего года службы приобретают сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению (увольняемые) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе (п.9 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153). В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме сотрудники подают соответственно в подразделение, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают необходимые документы. Данная норма закон предусматривает заявительный характер участия в указанной подпрограмме. Истец, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с прилагающими документами предусмотренные пунктом 19 Правил, не подавал.

Соответственно, требования истца обязать МВД по Республике Дагестан включить его в сводный список граждан-участников подпрограммы «государственные жилищные сертификаты» без соблюдения правил включения в указанный список, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 осуществление, которого возложено на организацию, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются ничтожными.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2)  является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3)     проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4)   является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5)    проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7)    проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.

Согласно ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Кроме того, согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Принятие гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением, на каждого гражданина заводится учетное дело.

В последующем ежегодно уточняются и утверждаются списки лиц, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.

Довод истца о том, что он обращался с заявлением о принятии на учет для улучшения жилищных условий в 2002-2003 годах и полагал, что принят на учет, является голословным, и не может служить основанием для восстановления в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий, так как восстановлен в очереди может сотрудник, в отношении которого было принято решение о принятии на учет и в последующем с учета был снят по причинам, которых он полагает незаконными.

Доказательств того, что Ш подан рапорт со всеми необходимыми документами, что жилищно-бытовой комиссией было принято решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и он был поставлен на учет, на него заведено учетное дело, им суду не представлено и указанные обстоятельства не были установлены судом при рассмотрении дела. Ксерокопия письма председателя ЦЖБК МВД РД Д.Д.Ш. от 02.2002 г.. никем не заверена, подлинника нет, более того, датирована в 2002 г., а информация в нем содержится по решению, якобы принятому в 2003 г. В угловом штампе письма наименование ответчика указано "Министерство внутренних дел Республики Дагестан", в то время как его название было и есть "МВД по РД". Аналогично суду представлена ксерокопия рапорта Шихаева, который также не заверен в установленном порядке, подлинника нет.' Согласно ст. 71 ч.2 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Судом допрошен начальник отдела земельных, имущественных отношений и социального обеспечения управления организации тылового обеспечения МВД по РД Маликов З.М., который показал, что у них в архиве учетного (жилищного) дела на Ш.М. не было и нет. С 2004 года у них имеется книга (журнал) заседаний жилищной комиссии, там тоже фамилии Ш  нет. Они систематически обновляют списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Всего в списках у них состоят 456 человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди них Ш, нет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления Ш в очереди сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила и Подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561).

В соответствии с абз. 1, 3, 7 пп. "а" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а именно:

сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно­штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).

Согласно пп. "а" п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным « пп. "а" и "б" п. 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).

Для участия в подпрограмме граждане, указанные пп. "а" и "б" п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N1(1) с приложением, в том числе: выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (п. 19 Правил).

Из п. 27 Правил следует, что для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков (п. 28 Правил).

Анализ вышеназванных положений Правил позволяет сделать вывод о том, что федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба), в том числе органы МВД, осуществляют выдачу сертификатов участникам подпрограммы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

Граждане, не состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, как это видно из п. 5 Правил, к участникам данной подпрограммы не отнесены.

В целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел РФ Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, согласно п. 3 которого учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территории субъектов РФ, и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории которых расположены данные подразделения.

Как следует из материалов дела, Ш на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в подразделениях МВД не состоит. Доказательств обратного истцом не представлено.

При таких обстоятельствах Ш в соответствии с вышеназванными правовыми нормами не может быть отнесен к числу участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и включен в эту подпрограмму. Доводы ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока общения в суд, не состоятельны,   поскольку спор рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, общий срок давности по которому три года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления Ш.М.Г к МВД по РД и Управлению организации тылового обеспечения МВД по РД о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в МВД по РД с 09.01.2003 г., обязании включить его в состав участников подпрограммы реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г." с учетом состава членов семьи.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

 

 

Председательствующий                                               Арсланалиев А. X

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России