Обзор о состоянии рассмотрения обращений, предложений и жалоб граждан в Министерстве внутренних дел по Республике Дагестан за 1-е полугодие 2016 года.

  Работа по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан и организаций, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок организована в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также требованиями приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Согласно письма от 01.02.2013 №1/134, подписанного Министром внутренних дел по Республике Дагестан, в управлениях, отделах МВД России по городам и районам сохранены постоянно действующие комиссии по работе с обращениями граждан, возглавляемые одним из руководителей подразделения. Дважды в год в ОДР МВД представляются отчеты, в которых отражается работа данных комиссий (протоколы, полугодовые планы работы, справки по исполнению пунктов плана).

На основании представленных сведений, а также проведенных проверок проанализировано состояние организации работы по данному направлению деятельности, который показывает следующее:

 

Статистическая информация

За 6 месяцев т.г. в адрес МВД поступило 8794 обращения (из них поддержано 3473 обращения, что составляет 39,5%),за аналогичный период прошлого года (далее АППГ) - 6695, что на 31,5% больше, из них зарегистрировано:

- в ОМВД России по городам и районам республики - 2955 обращений (АППГ- 2412), увеличение на 22,5%;

- в подразделениях аппарата МВД – 5839 обращений (АППГ - 4283), увеличение на 36,3%, из которых в ОДР МВД поступило 3001 обращение (АППГ – 2216), что на 35,4% больше. 

Причиной роста является увеличивающаяся из год в год активность населения республики по всем вопросам деятельности республиканских министерств и ведомств, в т.ч и подразделений МВД, а также поступление аналогичных, неоднократных и повторных обращений одних и тех же граждан, рассылающих их в различные инстанции (Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство России, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МВД России и др.), несмотря на то, что по ним ранее неоднократно проводились тщательные проверки и давались  исчерпывающие ответы. В соответствии с п. 135 приказа МВД России от 13.09.2013 № 707 переписка с этой категорией граждан прекращается решением руководителя по мотивированной докладной записке о признании неоднократного обращения безосновательным. Таким образом, в МВД по Республике Дагестан с 17 заявителями прекращена переписка.

Одним из важных критериев оценки организации рассмотрения обращений граждан, является их повторность, то есть обжалование ранее принятого решения. Так, за первое полугодие 2016 года в МВД поступило 72 повторных обращения (АППГ – 2), доля которых составила 0,8% от общего количества обращений (8794 обращения).

По всем повторным обращениям проведены проверки, в ходе которых установлены причины и условия, побудившие граждан, повторно обратиться с жалобами, заявителям направлены подробные ответы с разъяснением порядка обжалования принятых решений.

В большинстве случаев причинами повторных обращений служат ненадлежащее реагирование на заявления, формализм в работе, несвоевременное или неполное информирование заявителя о принятых по его обращению мерах. Кроме того, часто причиной повторных обращений служит правовая неграмотность граждан. Подобная картина наблюдается в случаях, когда заявители, получив ответ, считают его необъективным и обращаются повторно с тем же вопросом, хотя проверка, проведенная сотрудниками МВД по первому заявлению, признается обоснованной и законной.

Также направлению повторных жалоб способствует бюрократический стиль работы подчиненных подразделений, когда заявителю дается краткий ответ или же не информируется своевременно о мерах, осуществляемых органами внутренних дел по его заявлению, в силу чего гражданин вынужден обращаться повторно.

 

Тематика обращений

В целом тематика письменных обращений граждан в подразделениях МВД за первое полугодие 2016 года выглядит следующим образом:

- по вопросам экономической безопасности и противодействию коррупции - поступило 1305 обращений (АППГ – 901), увеличение составляет 44,8%, из них поддержано 235, что составляет 18%;

- по вопросам неправомерных действий сотрудников ОВД – всего поступило 766 обращений (АППГ – 672), увеличение составляет 14%, из которых факты подтвердились в 17 случаях. По ним проведены служебные проверки, в результате которых к дисциплинарной ответственности привлечены – 22 сотрудника, а 4 сотрудника уволено из органов внутренних дел;

- по вопросам деятельности участковых уполномоченных полиции – поступило 211 заявлений (АППГ – 164), увеличение составляет 28,6%, из них поддержано 14, что составляет – 6,6%. По результатам рассмотрения данных обращений 2 сотрудников привлечено к дисциплинарной ответственности;

- по вопросам отнесенным к компетенции следственных подразделений – зарегистрировано 525 обращений (АППГ – 461), рост составляет 13,8%, из них подержано 64 (72), что составляет – 12,2% от общего числа поступивших обращений.

- по линии уголовного розыска – зарегистрировано 228 обращений (АППГ – 263), уменьшение составляет 13,3%, из них подержано 64, что составляет – 12,2% от общего числа поступивших обращений;

  - по вопросам безопасности дорожного движения – всего поступило 1219 обращений (АППГ - 622), рост составляет 95,9%, из них поддержано – 400 (97), что составляет – 32,8%;

- по жилищным вопросам – зарегистрировано 145 обращений (АППГ – 115), увеличение на 26%, из них поддержано – 15, что составляет 10,3%;

- по вопросам противодействия экстремизму – всего поступило 207 обращений (АППГ – 102), увеличение составляет 103% из них поддержано –16 , что составляет 7,7%. Такой значительный рост связан с потоком заявлений о необоснованной (по мнению заявителей) постановке на учет по категории «экстремист»;

       - по работе подразделений дознания – поступило 227 обращений (АППГ – 114), увеличение составляет 99%, из них поддержано 11, что составляет 4,8%;

- по вопросам трудоустройства и восстановлению на службу в ОВД – всего зарегистрировано 422 обращения (АППГ – 349), увеличение составляет 21 %, из них поддержано – 61, что составляет 4,4%.

 

О сроках рассмотрения обращений

Не менее важным показателем качества работы с обращениями является нарушение срока их рассмотрения, что зачастую также порождает негативную реакцию со стороны заявителей. По итогам первого полугодия 2016 года в МВД с нарушением срока рассмотрено 5 обращений (ОМВД России по гг. Дербенту, Каспийску, Новолакскому району). По каждому случаю нарушения сроков рассмотрения обращений проведены служебные проверки, в результате которых должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности (в ОМВД России по г. Каспийску в отношении трех о/у ОУР Маршакова Г., Исламова С., Асукаева И. служебная проверка не закончена; в ОМВД по г. Дербенту УУП Кехлерову М. - объявлен выговор; в ОМВД России по Новолакскому району старший УУП Алилов И.А. предупрежден о неполном служебном соответствии).

Очевидно, что причиной нарушения срока рассмотрения обращений, установленного Федеральным законом, является низкая исполнительская дисциплина и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства подразделений министерства и территориальных органов МВД России на районном уровне за данным направлением деятельности.

 

 

Организация личного приема граждан

На личный прием в подразделения МВД обратились 1878 человек (АППГ – 3217), уменьшение на 41,6 %, из них:

- Министром принято 82 гражданина (АППГ - 52), увеличение на 57,6 %;

- заместителями Министра – 81 (АППГ - 94), уменьшение на 13,8 %;

- начальниками и заместителями подразделений аппарата МВД – 547 (АППГ - 373), увеличение на 46,6 %;

- в территориальных органов МВД России на районном уровне – 1163 (АППГ- 2698), уменьшение на 56,9 %. 

26.03.2016 в ходе инспектирования проводился личный прием руководителем комиссии – главным инспектором МВД России генерал-майором полиции И.А. Скляром.

Всего на личном приеме было принято 157 граждан, зарегистрировано 167 обращений, направлено на исполнение в:

- ДГСК МВД России (восстановление в ОВД, незаконное увольнение из ОВД, прием на службу в ОВД) – 51 заявление, из которых ни одно не поддержано;

- СД МВД России (необоснованное возбуждение уголовного дела, волокита в ходе следствия, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела) – 27, из них 4 поддержано;

- ГУЭБиПК МВД России (вопросы хищения бюджетных средств, коррупция в органах гос. власти) – 18, из них 1 поддержано;

- ДПД МВД России (неисполнение решения суда о восстановлении в ОВД) – 9, из которых ни одно не поддержано;

- ГУСБ МВД России (неправомерные действия сотрудников полиции) –10, из которых ни одно не поддержано;

- ДТ МВД России (жилищные вопросы) – 5, из которых ни одно не поддержано;

- ГИАЦ МВД России (проверка на предмет достоверности сведений) – 7, из которых ни одно не поддержано;

- ГУПЭ МВД России (необоснованная постановка на проф. учет по категории «экстремист») – 11, из которых ни одно не поддержано;

- ГУОООП МВД России (непринятие мер по вопросам нарушения общественного порядка) – 8, из которых ни одно не поддержано;

- ГУУР МВД России (непринятие мер по розыску без вести пропавших) – 7, из которых ни одно не поддержано;

- ДДО МВД России (обращения не входящие в компетенцию МВД) – 5, из которых ни одно не поддержано;

- УОД МВД России (волокита в ходе дознания) – 4 из них 2 поддержано;

- ГУОБДД МВД России (неправомерные действия сотрудников ГИБДД, необоснованное привлечение к административной ответственности) – 2, из которых ни одно не поддержано;

- ОШУ МВД России (вопросы незаконного увольнения в связи с орг. штатными изменениями) – 2, из которых ни одно не поддержано;

- ДИТСиЗИ МВД России (волокита при получении паспорта) – 1 (не поддержано).

Сотрудниками ОДР МВД осуществлялись плановые и внезапные проверки рассмотрения обращений граждан согласно гл. XV приказа МВД России от 12.09.2013 № 707.

В первом полугодии текущего года  были проведены проверки в 7 структурных подразделениях (УРЛС, УУР, УЭБиПК, ООД, ООДУУП, УОООП,  СУ) и  в 20 УОМВД России по городам и районам республики (УМВД России по г. Махачкале, ОП по Ленинскому, Советскому, Кировскому районам г. Махачкалы, ОМВД России по г.г. Буйнакску, Дербенту, Д.Огни, Избербашу, Каспийску, Кизляру, Хасавюрту, Акушинскому, Буйнакскому, Дербентскому, Карабудахкентскому, Кизлярскому, Магарамкентскому, Ногайскому, Тарумовскому Хасавюртовскому районам, МО МВД России «Кизилюртовский»).

По результатам проверок были выявлены следующие типичные недостатки:

- в нарушение требований п.п. 103, 104 приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 (далее Инструкция) в случае выявления в ходе проверки по обращению признаков преступления или административного правонарушения руководителями подразделений МВД не составляются мотивированные рапорта на имя Министра для регистрации в КУСП, а направляются напрямую в территориальные органы МВД России на районном уровне.

- в нарушение требований п.п. 89 Инструкции, сроки не исчисляются с даты регистрации в отделе делопроизводства и режима, а считаются с даты регистрации в подразделениях;

- в нарушение п. 79 Инструкции резолюция руководителя наносится на тексте обращения, а не на специальном бланке. Сами резолюции зачастую носят формальный характер, в них определяется только исполнитель, а сроки рассмотрения, порядок разрешения и проведения проверочных мероприятий, установление контроля, остаются без внимания;

- не на все вопросы, изложенные в обращениях, гражданам даются развернутые ответы, в них не указываются меры, принятые для устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь. Ответы гражданам не содержат ссылок на нормативные акты, послужившие основанием для принятия решения (п. 145 Инструкции);

- в нарушение требований п. 140 Инструкции ответы на письменные обращения гражданина с личного приема Министром внутренних дел по Республике Дагестан подписываются руководителем структурного подразделения министерства, а не уполномоченным должностным лицом, осуществляющий прием, т.е. Министром;

- в нарушение требований п.п. 109-111 Инструкции по результатам рассмотрения жалоб не составляются мотивированные заключения, либо составляются формально, то есть не содержат объективный анализ собранных материалов, выводы по итогам проверки, в том числе решение о списании материалов в дело. В заключениях не указываются меры дисциплинарной или иной ответственности, принятые к виновным лицам, или предложения о назначении служебной проверки. Копии документов о принятых решениях не прилагаются к материалам проверки по жалобам. Заключение по результатам рассмотрения обращений заменяется заключением служебной проверки.

По итогам рассмотрения обращение не определяется как поддержанное, неподержанное, разъясненное (п. 112 Инструкции);

- не проставляется отметка начальника на заключениях или копиях ответов о списании материала «В дело» (п. 109 Инструкции);

- в нарушение требований п. 157, 162 Инструкции материалы по обращениям граждан не формируются и оформляются соответствующим образом;

          - не рассматриваются причины и обстоятельства поступления повторных обращений, не проводятся служебные проверки, не принимаются меры для их устранения (п. 78 Инструкции);

         - комиссиями по работе с обращениями граждан на плановой основе не осуществляется анализ рассмотрения обращений (п. 207-211 Инструкции).

В целях повышения эффективности работы по разрешению письменных и устных обращений граждан и организаций в текущем году ОДР МВД на места были направлены письма и обзоры:

- «О разъяснениях некоторых пунктов приказа МВД России от 12.09.2013 № 707» (исх. №1/38 от 13.01.2016);

- «Обзор о результатах работы комиссий по рассмотрению письменных обращений граждан и организаций в системе МВД (исх. №1/727 от 31.03.2016).

Учитывая изложенное, данное направление деятельности требует пристального внимания и непрерывного контроля со стороны руководителей структурных подразделений и территориальных органов МВД России на районном уровне.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России