О признании незаконными действий по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и его изъятию, обязании возвратить незаконно изъятое гладкоствольное ружье и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 июня 2016 года                                                                            г.Махачкала

Судья Советского районного суда г. Махачкалы Р.А., при секретаре Ш.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Р.Ш. к УМВД по РД, МВД по РД о признании незаконными действий по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и его изъятию, обязании возвратить незаконно изъятое гладкоствольное ружье и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Р.Ш. обратился в суд с иском к ОМВД России по Советскому району об обязании вернуть выписанное и незаконно изъятое разрешение от 22.12.2015г., незаконно изъятое оружие и компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.

Иск мотивирован тем, что при очередной проверке разрешения на хранение огнестрельного оружия, из-за просрочки разрешения на истца составили протокол и изъяли ружье, которое принадлежит ему более 30 лет, до продления разрешения.

После прохождения необходимых медико-психологических процедур 22.12.2015 г. он получил новое разрешение и ему вернули ружье. При вручении нового разрешения заявили, что «как пожилого человека освобождаем от штрафа за просрочку разрешения».

11.02.2016 г. истца пригласили в отдел полиции и предложили подписать протокол, не подозревая неладное, он подписал. В протоколе указано в связи аннулированием разрешения на право хранения, а также перерегистрационного разрешения.

В этом же отделении полиции ему выдали разрешение от 22.12.2015 г., действительное до 22.12.2020 г. Зачем перерегистрировать, не вяжется. Одновременно ему вручили письмо без номера, даты и подписей, в котором написано: «Гражданину, повторно привлеченному в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты гражданской власти или общественный порядок... исключается возможность получения лицензии на право приобретения оружия». После чего аннулировали лицензию и отобрали ружье.

Истец находится в престарелом возрасте, является инвалидом, противозаконными действиями не занимается. Его вина заключается лишь в просрочке разрешения.

В судебном заседании административный истец Р.Ш. требования уточнил и просил признать незаконными действия УМВД по г. Махачкала, МВД по РД по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и его изъятию, обязать возвратить незаконно изъятое гладкоствольное ружье и компенсировать моральный вред, который он оценивает в 100 000 руб.

Представитель УМВД России по г. Махачкала Р.Г. иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.

Представитель МВД по РД Р.А. просила исключить их из числа административных ответчиков, так как ОП по Советскому району является структурным подразделением УМВД России по г. Махачкала, которое является отдельным от МВД по РД юридическим лицом и самостоятельно осуществляет защиту своих интересов в судах.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела в отношении истца Р.Ш. 14.10.2015 г. ОП по Советскому району УМВД России по г. Махачкала составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.20.8 УК РФ, за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия, которым на истца наложен штраф в размере 500 руб.

18.12.2015 г. ОП по Советскому району  УМВД России по г. Махачкала в отношении истца составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.11 УК РФ, за нарушение сроков регистрации оружия, которым истцу объявлено предупреждение.

30.01.2016 г. Министром внутренних дел по РД А.М. утверждено заключение об аннулировании разрешения, составленное инспектором ЦЛРР МВД по РД М.А.

Указанным заключением установлено, что истец Р.Ш. совершил административные правонарушения, предусмотренные ч.4 ст.20.8, ч.1 ст.20.11 КоАП РФ, о чем составлены вышеуказанные протокола об АПН, т.е. в соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 13.12.1996 N150-ФЗ «Об оружии» (далее - ФЗ «Об Оружии») возникли условия, исключающие возможность получения лицензии и (или) разрешения, связи с чем, необходимо аннулировать разрешение серии, выданное ОМВД России по г. Махачкалы от 22.12.2015 г.  сроком до 22.12.2020 г. на хранение и ношение гладкоствольного охотничьего оружия, а гражданское оружие ТОЗ-БМ направить на комиссионную реализацию в охотничий магазин.

На основании изложенного у истца Р.Ш. изъято вышеуказанное огнестрельное оружие, о чем составлен протокол изъятия огнестрельного оружия от 14.02.2016 г.

В соответствии с п.3 ст.26 ФЗ «Об Оружии» лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.

В соответствии с п.5 ст.13 ФЗ «Об Оружии» граждане РФ имеют право приобретать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой органами внутренних дел по месту жительства,

В силу п.5 ст.13 ФЗ «Об Оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ, повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Системное толкование приведенных правовых норм свидетельствует, что при совершении лицом указанных правонарушений, лицензия на право приобретения им охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения, а равно - разрешение на право его хранения либо хранения и ношения, подлежат аннулированию выдавшим их органом.

Поскольку в течение года Р. Ш. был дважды привлечен к административной ответственности за указанные правонарушения, то инспектором ЦЛРР по РД старшим лейтенантом полиции М.А. правомерно принято заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего гладкоствольного оружия.

Доказательств, свидетельствующих о том, что составленные в отношении Р.Ш. протокола об административных правонарушениях от 14.10.2015 г. и 18.12.2015 г. обжалованы и признаны не соответствующими закону истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, действия по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и его изъятию носят нормативный характер, и не противоречат требованиям закона, в связи с чем, требования истца подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска к УМВД по г. Махачкале МВД по РД о признании незаконными действий по аннулированию разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и его изъятию, обязании возвратить незаконно изъятое гладкоствольное ружье и компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.

Судья

Отпечатано в совещательной комнате

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России