В удовлетворении исковых требований Г.М.Ю. к МВД по РД, Министерству финансов РФ о взыскании страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда, отказать

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                         от 18 октября 2016 г., № 33-4683/2016

 

Судья Э.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Устаевой Н.Х., судей И.Д. и Ш.М. при секретаре С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Г.М.Ю. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 06 июня 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Г.М.Ю. к МВД по РД, Министерству финансов РФ о взыскании страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан И.Д., объяснения представителя МВД по РД Д.Р., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Г.М.Ю. обратился в суд с иском к МВД по РД и Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о взыскании страховой выплаты в размере 127 500 руб., неустойки в размере 127 500 руб., компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. В обоснование исковых требований указал, что работал участковым уполномоченным ОН по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкала. Находясь на службе, он получил легкое увечье здоровья, которое подтверждается справкой ВВК МСЧ МВД по РД №3395 от 13.05.201 1 г.

Между МВД по РД и ОАО СК «Ростра» был заключен государственный контракт, предметом которого являлось обязательное государственное страхование в 2011 году жизни и здоровья сотрудников МВД по РД на 2011 г., в том числе и истца, срок действия контракта с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.

В соответствии с перечнем документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих им в страховую компанию был представлен пакет документов, соответствующий требованиям Приказа МВД РФ от 16.12.1998 г. №825.

Согласно ч.12 п.«в» указанного Приказа, в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) выплачивается 5 окладов.

Согласно справке о размере денежного содержания застрахованного лица, размер его оклада денежного содержания составлял 25 000 рублей.

ОАО СК «Ростра» в производстве страховой выплаты ему было отказано в связи с отзывом лицензии. Определением Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2012 г. в отношении ОАО СК «Ростра» было введено наблюдение. 26.06.2012 г. ОАО СК «Ростра» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2013 г. (резолютивная часть от 15.07.2013 г.) требования Г.М.Ю. к ОАО СК «Ростра» в размере 127 500 руб.-страховой выплаты и 127 500 рублей - неустойки признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований ОАО СК «Ростра».

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2014 г. конкурсное производство в отношении ОАО СК «Ростра» завершено, общество ликвидировано.

Судом установлено, что в связи с недостаточностью имущества должника, требования кредиторов, включенные в реестр, не погашены.

Учитывая, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...», входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая материальный и моральный вред.

Полагает, что должна быть применена аналогия закона (ст.6 ГК РФ), поскольку ФЗ №52-ФЗ не устанавливает порядок осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована . до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, то к спорным правоотношениям по аналогии следует применять положения статьи 1093 ГК РФ и ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, в связи с его реорганизацией или ликвидацией обязанность по возмещению вреда переходит к лицам, определенным в ст. 1093 ГК РФ.

При реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда (п. 1 ст. 1093 ГК РФ).

Если юридическое лицо ликвидируется, то соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами (п.2 ст. 1093 ГК РФ).

По смыслу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. Ш27- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.

В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В связи с изложенным, считает, что выплаты в целях возмещения вреда здоровью, которые должен был осуществить должник ввиду его ликвидации должны быть произведены за счет казны РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Г.М.Ю. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что, отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на отсутствие сведений о его согласии на капитализацию платежей в решении арбитражного суда и установление его права требования к Российской Федерации. Между тем, он, обращаясь в суд за защитой своих прав, просил применить ч.1 ст.6 ГК РФ, в которой говорится, что в случае, когда предусмотренные п.п.1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Поскольку положения Федерального закона РФ от 28.03.1998 г. № 52- ФЗ не устанавливают порядок осуществления соответствующей гарантии в том случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, то к спорным правоотношениям он просил применить по аналогии положения статьи 1093 ГК РФ и ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, в связи с его реорганизацией или ликвидацией обязанность по возмещению вреда переходит к лицам, определенным в ст. 1093 ГК РФ.

При реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда (п.1 ст. 1093 ГК РФ)

Если юридическое лицо ликвидируется, то соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами (п.2 ст. 1093 ГК РФ). По смыслу ст. 135 ФЗ от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяется Правительством РФ.

С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.

В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией. В соответствии с Федеральным законом в порядке, определенном Правительством РФ.

Между тем, неполучение согласия на перевод долга в рамках дела о банкротстве должника не свидетельствует об отсутствии такового, что подтверждается самим фактом обращения истца в суд общей юрисдикции с соответствующим иском. Кроме того, действующим законодательством фактически порядок по капитализации платежей не урегулирован в случае банкротства страховой компании. В данной ситуации сотрудник органов внутренних дел остался без компенсации вреда здоровью как от страховой компании, в связи с банкротством, так и от организации в которой он работал и которая в силу закона несет обязательства по возмещению вреда здоровья.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Министерства финансов РФ Т.Н.Г., указывая на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Г.М.Ю. являлся участковым уполномоченным ОП по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкала, и, находясь на службе, получил легкое увечье здоровье, что подтверждается справкой ВВК МСЧ МВД по РД №3395 от 13.05.201 1 г.

Между МВД по РД и ОАО СК «Ростра» был заключен государственный контракт №06800/000293 - 000040, предметом которого являлось обязательное государственное страхование в 2011 году жизни и здоровья сотрудников МВД по РД в 2011 г., в том числе и истца, срок действия контракта с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.

Согласно справке о размере денежного содержания застрахованного лица, размер оклада денежного содержания Г.М.Ю. составляет 25 000 рублей.

ОАО СК «Ростра» в производстве страховой выплаты Г.М.Ю. отказано в связи с отзывом лицензии. Определением Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2012 г. в отношении ОАО СК «Ростра» было введено наблюдение.

            26.06.2012г. ОАО СК «Ростра» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2013 г. (резолютивная часть от 15.07.2013 г.) требования Г.М.Ю. к ОАО СК «Ростра» в размере 127 500 руб. -страховой выплаты и 127 500 рублей - неустойки признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований ОАО СК «Ростра».

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2014 г. конкурсное производство в отношении ОАО СК «Ростра» завершено, общество ликвидировано. Судом установлено, что в связи с недостаточностью имущества должника, требования кредиторов, включенные в реестр, не погашены.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, установив, что истец Г.М.Ю. в рамках дела о банкротстве не выразил согласия на капитализацию платежей, доказательства перехода права требования Г.М.Ю. к Российской Федерации, не представлены, положения статья 1093 ГК РФ и ст. 135 ФЗ №№127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к спорным правоотношениям не подлежат применению.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции по следу го щ им основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о гаком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-Ф’З "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от    11 июня 2008 г. N 86- ФЗ, действовавшей на время возникновения спорных отношений) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежа'!' обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является МВД России (пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248).

Одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (статья 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Ответственность страхователя за ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному государственному страхованию наступает в случае, если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными данным федеральным законом, при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках отношений, возникающих в связи с обязательным государственным страхованием жизни, здоровья и имущества государственных служащих, обязанностью государства является выделение из бюджета средств на эти цели министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). На страхователей возлагается обязанность осуществить обязательное государственное страхование путем заключения договоров страхования со страховщиками (страховыми организациями). При этом объектом страхования является жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, а не ответственность работодателя - федерального органа исполнительной власти, в котором застрахованный проходит -(проходил) службу. Отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц не являются отношениями, вытекающими из обязательств причинения вреда статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), они регулируются специальным законом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, которым не предусмотрена замена страховой организации в случае признания ее банкротом на Министерство финансов Российской Федерации как финансовый орган, уполномоченный в силу названных норм Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации при причинении вреда гражданину в результате незаконных действий государственных органов.

Поскольку государство исполнило свою обязанность по бюджетному финансированию обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава МВД по РД, а уполномоченный орган исполнительной власти МВД по РД как страхователь заключил со страховой организацией ОАО "СК "РОСТРА" как страховщиком государственный контракт от 01 мая 2011 г. об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников МВД по РД, но страховое возмещение Г.М.Ю. не было выплачено по причине банкротства и ликвидации страховщика ОАО "СК "РОСТРА", у суда первой инстанций не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований Г.М.Ю. о взыскании страховой суммы в возмещение вреда здоровью с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, МВД по РД.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ не содержит положений, определяющих порядок осуществления соответствующих выплат в случае, если страховая компания, в которой были застрахованы жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, была ликвидирована до полного исполнения обязательств по заключенному с ней государственному контракту, предметом которого являлось обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Вместе с тем 9 июня 2015 г. Правительством Российской Федерации было издано распоряжение N 1063-р "О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке", которым МВД России выделены бюджетные ассигнования в размере 182 032 ООО руб. для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших-) сотрудников органов внутренних дел из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхо ванию.

Согласно пункту 2 данного распоряжения МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере: в случае получения сотрудником в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 60 тыс. рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 30 тыс. рублей.

Таким образом, для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах и которые не получили страховое возмещение в установленном порядке, государство определило размер и порядок выплаты единовременной материальной помощи. При этом обязанность по осуществлению данных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, была возложена не на Министерство финансов Российской Федерации, а на МВД России.

Следовательно, Г.М.Ю. как лицо, не получившее страховое возмещение от страховой компании ОАО "СК "РОСТРА" в связи с ее банкротством, имеет право на установленную государством выплату в порядке, предусмотренном распоряжением Правительством Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 1063-р.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом условий для взыскания с Министерства финансов РФ, МВД по РД страхового возмещения в пользу Г.М.Ю. не имеется.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции но доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 06 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.Ю,- без удовлетворения.

 

 

Председательствующий

Судьи

 

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России