О признании незаконным действий по постановке на оперативный учет «религиозный экстремизм» и обязании снять его с этого учета

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

г.Махачкала                                                   8 ноября 2016г.

 

Судья Советского районного суда г.Махачкалы М.М., при секретаре судебного заседания М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш.Г. к МВД по РД о признании незаконным действий по постановке на оперативный учет «религиозный экстремизм» и обязании снять его с этого учета,

 

УСТАНОВИЛ:

Ш.Г. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в одну из пятниц в феврале 2015г. он выполнял работы недалеко от мечети, расположенной на улице Венгерских бойцов в г. Махачкале. Когда наступило время обеденного намаза он, ничего не подозревая, пошел помолиться в мечеть.

После того как вышел с мечети, к нему подошел гражданин, который представился как оперативный сотрудник из Советского РОВД А.И., и незаконно доставил меня в отдел полиции по Советскому району г. Махачкалы, якобы для проверки.

Уже в отделе полиции после проверки, у меня незаконно сняли отпечатки пальцев, начали фотографировать. Примерно через год ему начали звонить и вызывать на какую-то регистрацию, на дачу объяснений. Кроме этого ему сообщили, что он находится на учете лиц по экстремизму.

Он никакого отношения к экстремизму не имеет. Все его проблемы начались после того как он пошел просто помолиться в мечеть. При этом он был в этой мечети лишь 1 раз, и пошел туда только потому, что недалеко выполнял работу.

Действия сотрудников полиции по постановке его на учет лиц по экстремизму считает незаконными.

Он никакого отношения к этому не имеет, и не имел никогда, работники полиции неоднократно проверяли его. Нахождение на этом учете нарушает его законные права. Его постоянно вызывают в полицию, в настоящее время требуют, что бы он сдал анализ на ДНК. При выезде за пределы РД, а также при проезде по территории РД постоянно возникают проблемы, в том числе при проезде через посты ДПС, т.е. фактически ему ограничили свободу передвижения.

Он обращался с заявлением Министру ВД РД, прокурору г. Махачкалы, прокурору РД, однако никакого ответа до сих пор не получил хотя прошло уже более полугода. Более того, к нему начали еще больше придираться и преследовать.

В возражении на иск представитель административного ответчика сослался на то, что ведение автоматизированного банка данных профилактического назначения определено приказом МВД по Республике Дагестан от 17 февраля 2009 года №226 «Об утверждении Инструкции по формированию и ведению автоматизированного банка данных профилактического назначения АБД «Дагестан» (далее - Инструкция).

Во 2-м разделе Инструкции перечислены объекты автоматизированного профилактического учета АБД - «Дагестан»: а) освобожденные из мест лишений свободы (ранее судимые), б) хронические алкоголики, в) систематические нарушение общественный порядок, г) допускающие правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, д) религиозные экстремисты и т.д.

Банк данных профилактического назначения АБД «Дагестан» является автоматизированной системой обобщения поступающей оперативной информации от инициаторов из территориальных органов внутренних дел, техническое сопровождение которой возложено на Информационный центр МВД по Республике Дагестан.

Сотрудник, ответственный за ведение автоматизированной базы данных, вводит информацию, полученную от инициатора, не обладая при этом полномочиями по самостоятельному внесению изменений в банк данных либо по их исключению из него.

Таким образом, снятие с учета АБД «Дагестан» не возложено на МВД по Республике Дагестан.

Кроме того, постановка на учет по категории «Экстремизм» не противоречит законодательству, поскольку на территории Республики Дагестан действует Закон от 22 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории РД», в котором указано на признание ваххабитской и иной экстремисткой деятельности противоречащей конституции РД, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики. Данный закон никаких ограничений на истца не налагает.

Лица, состоящие на внутреннем учете по категории «Экстремист» не подвергаются преследованиям или незаконным действиям со стороны работников органов внутренних дел. Постановка на учет истца предусматривает только контроль за ним и не более, при этом его права и законные интересы не ущемляются. В случае совершения в отношении истца действий, выходящих, по его мнению, за рамки предусмотренных законом, он не лишен права судебного обжалования каждого действия в отдельности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из заявления Ш.Г. в прокуратуру РД от 11 апреля 2016 года следует, что на момент обращения он знал о постановке на учет по линии «Экстремизм». Таким образом, истцом пропущен срок обращения в суд за защитой своих прав.

В судебном заседании административный истец исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал.

Представитель административного ответчика доводы возражения поддержал и просил применить срок обращения в суд, установленный ч.1 ст.219 КАС РФ, и в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7.02.2011 г. N З-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ш.Г., 23 февраля 1993 года рождения, урож. с.Какамахи Карабудахкентского района, прож. в г.Махачкала, ул. Ахундова, д.119, место работы: автомойка на АЗС по ул. Г.Омарова,15, постановлен на оперативный учет по категории «Религиозный экстремизм». Это, в частности, видно из представленной в материалы дела информационной карты для постановки на оперативный учет (приложение к распоряжению МВД по РД №32/105 от 29.10.2013г.).

Основание для постановки административного истца на оперативный учет послужил рапорт ОУР ОП по Советскому району УМВД РФ по г.Махачкала Р.А. от 15.01.2015 года, согласно которому по полученной информации Ш.Г. является верующим, посещает мечеть «салафитского» направления» по ул. Венгерских бойцов. В рапорте отмечается, что с учетом того, что преобладающее количество преступлений экстремистской и направленности и террористического характера совершаются именно приверженцами «салафитского» течения в исламе, в отношении Ш.Г. необходимо провести профилактические мероприятия по недопущению с его стороны преступлений и административных правонарушений путем постановки его на профилактический учет.

Из искового заявления самого Ш.Г. усматривается, что он посещал мечеть «салафитского» направления, которое находится на ул. Венгерских бойцов г.Махачкалы. Это он не отрицал и в судебном заседании.

При разрешении требования Ш.Г. о незаконной постановке его на профилактический учет, суд исходит из того, что сама по себе постановка истца на профилактический учет несет лишь контрольную функцию, не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы Ш.Г., а оспариваемыми действиями ему не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Доводы Ш.Г. о том, что постановкой на профилактический учет нарушены его права, его постоянно вызывают в полицию, при выезде за пределы РД, а также при проезде по территории РД на постах ДПС у него возникают проблемы и его ограничили в свободе передвижения, являются неконкретными, голословными. В доказательство того, что изложенные обстоятельства имели место, он в материалы дела доказательства не представил.

В случае совершения сотрудниками органов внутренних дел конкретных незаконных действий, затрагивающих права Ш.Г., последний не лишен права обжаловать эти действия в каждом конкретном случае.

При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения данного административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,178-180,188 КАС РФ,

 

 

 

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ш. Г., к МВД по РД о признании незаконным действий по постановке на оперативный учет по категории «религиозный экстремизм» и обязании снять его с этого учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления его в окончательной форме

Мотивированное решение составлено 14 ноября 2016г.

 

 

Судья                                                                                                    Адзиев М.М.

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России