Гражданское дело по иску Т.А. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании приказа министра внутренних дел по РД о его увольнении из полиции незаконным и необоснованным

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2016 г.                                                           г. Махачкала

 

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи А.Х., при секретаре - А.У., с участием помощника прокурора Советского района г. Махачкалы Исматулаева И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.А. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании приказа министра внутренних дел по РД № 978 л/с от 11.05.2016 г. о его увольнении из полиции незаконным и необоснованным, о восстановлении его на службе внутренних дел путем назначения на занимаемую ранее должность, взыскании с МВД по РД заработной платы за время вынужденного прогула с 11.05.2016 г.,-

УСТАНОВИЛ:

Т.А. обратился в суд с указанным иском к МВД по РД, указав, что с 1998 года он проходил службу в органах внутренних дел, а с 2011 года по 11.05.2016 года проходил службу в должности оперативного уполномоченного Центра по противодействию международно-террористической организации «Исламскою государство» ЦПЭ МВД по Республике Дагестан, действующих дисциплинарных взысканий не имел.

Приказом Министра внутренних дел по РД № 978 л/с от 11.05.2016 года истец уволен из ОВД по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины. Основание, заключение служебной проверки.

С приказом он не согласен, считает увольнение незаконным, так как прогула он не совершал, а выводы заключения служебной проверки не соответствуют действительности по следующим основаниям.

         10 марта 2016 года, в связи с острыми болями в области поясничного отдела позвоночника, в 07 часов 30 минут истец вызвал домой скорую медицинскую помощь, врач которой поставил диагноз: «Остеохондроз поясничного отдела позвоночника в стадии обострения» и сделал ему укол, а после чего порекомендовал полежать.

В 08 час.30 мин. истец позвонил своему начальнику по мобильному телефону и, объяснив причину, сообщил, что не сможет выйти на работу, так как после сделанного укола врач ему порекомендовал полежать, на что он положительно отреагировал и дал согласие, но потребовал, чтобы представил оправдательный документ.

На следующий день истцу стало лучше и он вышел на работу и представил своему начальнику оправдательный документ, отрывной талон к карте вызова СМП № 7 от 10.03.2016 года, а после чего он сообщил, что о невыходе на работу доложено начальнику ЦПЭ МВД по РД и поэтому необходимо написать письменное объяснение, что истец и сделал.

Спустя две недели, несмотря на представление Т.А. оправдательного документа его ознакомили с приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Ещё через две недели, а именно 11.05.2016 года ему было устно объявлено, что приказом МВД по РД якобы он уволен из ОВД и чтобы больше на работу не выходил. При этом приказ об увольнении ему не объявлялся, с представлением к увольнению он не ознакамливался и с ним беседа не была проведена.

18.05.2016 года получил уведомление о необходимости явки в ЦПЭ для ознакомления с приказом об увольнении и получения трудовой книжки.

Согласно дисциплинарному уставу органов внутренних дел утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины сотрудника органов внутренних дел. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее повеление сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения, другие обстоятельства.

Ответчиком не устанавливались обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность истца, мера ответственности в виде увольнения применена к нему без учета тяжести совершенного им проступка, степени вины, прежнего поведения его отношения к службе.

Считает, что дисциплинарное взыскание не соответствует проступку не учтено, что истец на службе в органах внутренних дел 13 лет, в льготном исчислении 17 лет. На иждивении имеет 3-х малолетних детей, жену и мать-инвалид 1 группы. В его личном деле 20 поощрений и ни одного действующего взыскания. Но, несмотря на это, в отношении него необоснованно избрали высшую меру дисциплинарного взыскания - увольнение.

В соответствии п.п. 5. 7 ст.89 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что на сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах, внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В нарушение указанной нормы закона с истцом не была проведена беседа, ему не были разъяснены права, социальные гарантии, порядок и сроки увольнения, а также не ознакомлен с представлением об увольнении.

Таким образом, ответчиком нарушена процедура увольнения, так как он отсутствовал на работе по уважительной причине, с приказом об увольнении истец ознакомлен лишь 19.05.2016 года, с представлением к увольнению он не ознакомлен и о предстоящем увольнении с ним беседа не проведена.

В судебном заседании истец Т.А. и его представитель по доверенности М.М. поддержали исковое требования и просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель МВД по РД по доверенности Ю.Ю. представила письменные возражения, в которых указывает следующее. Приказом МВД по Республике Дагестан от 11 мая 216 г. №978 л/с Т.А. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 6 части 2 статьи 82 Закона о службе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Заключением служебной проверки от 8 апреля 2016 года установлено следующее. 10 марта 2016 года оперуполномоченный ЦПЭ МВД по Республике Дагестан Т.А. не вышел на службу.

10 марта 2016 года А.Т. на имя начальника ЦПЭ МВД по Республике Дагестан по данному факту представлены объяснения, в которых причину своего отсутствия на службе он объясняет болезнью, поясняя, что в МСЧ МВД по Республике Дагестан не обращался.

В рамках проводимой служебной проверки А.Т. от дачи объяснений отказался, что подтверждается соответствующим актом.

Из рапорта начальника ОП МТО «ИГ» ЦПЭ МВД по Республике Дагестан М.С. следует, что Т.А. 10 марта 2016 г. в 9.00 часов, позвонив на мобильный телефон, поставил его в известность о своем плохом самочувствии и опоздании в связи с этим на работу на два часа. Кроме того, М.С. в случае ухудшения состояния здоровья и неявки на службу предупредил Т.А. о необходимости обращения в МСЧ МВД по Республике Дагестан.

Из писем МСЧ МВД по Республике Дагестан от 30 марта 2016 года №12/608 и ГБУ РД «РКБ» от 5 апреля 2016 года №01-23-294 следует, что по состоянию на 10 марта 2016 года А.Т. за медицинской помощью не обращался, листок временной нетрудоспособности не выдавался.

Согласно части 1 статьи 45 Закона о полиции медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 65 Закона о службе освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.

А.Т. листок временной нетрудоспособности выдан не был, в МСЧ МВД по Республике Дагестан в соответствии с предписанием закона он по данному вопросу не обращался, следовательно, состояние здоровья истца позволяло ему приступить к исполнению служебных обязанностей.

Согласно пунктам 9, 15 Правил внутреннего служебного распорядка в аппарате МВД по Республике Дагестан и непосредственно подчиненных подразделениях, утвержденных Приказом МВД по Республике Дагестан от 19 октября 2012 г. № 1434 , в аппарате МВД и непосредственно подчиненных подразделениях устанавливаются следующие время начала и окончания службы (работы): начало службы (работы) - 9:00 часов, окончание работы - 18:00 часов. Перерыв в течение, служебного дня устанавливается продолжительностью 60 минут в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел...» грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является отсутствие его по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.

На основании пункта 50 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377, на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, Т.А., отсутствуя на службе 10 марта 2016 года, совершил прогул, допустив тем самым грубое нарушение служебной дисциплины, повлекшее увольнение со службы в органах внутренних дел.

Согласно статье 52 Закона о службе служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1).

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка (часть 3).

Пунктом 1 части 6 статьи 52 Закона о службе предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.

Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь ввиду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам з случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе, поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Т.А, не исполнив свою обязанность по предоставлению объяснений, отказавшись от их дачи, укрыв, тем самым, факт вызова скорой медицинской помощи, воспрепятствовал объективному проведению служебной проверки, установлению причин и условий совершения дисциплинарного проступка, т.е. допустил злоупотребление правом.

Просит в удовлетворении исковых требований Т.А. отказать.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего увольнение истца законным, а иск Т.А. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из акта от 10 марта 2016 года усматривается, что Т.А. оперуполномоченный ОП МТО «ИГ» ЦПЭ МВД по РД, 10 марта 2016 г. отсутствовал на службе по неуважительной причине.

Из заключения служебной проверки от 08.04.2016 г. усматривается, что истцом допущено грубое нарушение служебной дисциплины, предусмотренное п.2 ч. 2 ст. 49 ФЗ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившееся в отсутствии по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, имевшего место 10 марта 2016 г.

Приказом МВД по РД № 921 л/с от 29.04. 2016 г. за грубое нарушение служебной дисциплины предусмотренное п.2 ч. 2 ст. 49 ФЗ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выразившееся в отсутствие по месту службы без уважительных причине более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, имевшее место 10 марта 2016 г., Т.А, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказом МВД по РД № 978 л/с от 11 мая 2016 г. с Т.А. расторгнут контракт и он уволен из органов внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", введенным в действие с 01 марта 2011 года, и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ФЗ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.

В соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.

В обоснование доводов о наличии уважительной причины отсутствия на рабочем месте истцом представлена карта вызова скорой медицинской помощи № 7 от 10.03.2016 г. ОАО «Медицинский центр им. Р.П. Аскерханова».

Суд не принимает указанную карту, поскольку из данного документа не возможно установить, что истец страдал заболеванием, которое привело к объективной невозможности исполнять служебные обязанности.

Кроме того, согласно части 1 статьи 45 Закона о полиции медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 65 Закона о службе освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) также предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в

сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247- ФЗ).

Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей но временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника – иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждаются совместным приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Приказом МВД России от 8 ноября 2006 г. N 895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, пункт 18 которого предусматривает, что документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, выданные иными медицинскими учреждениями, подлежат регистрации в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления указанных лиц на медицинское обслуживание.

             30 декабря 2011 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 1232, которым утверждены в том числе Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям.

Согласно пунктам 1, 3 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232, в случаях отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи, предусмотрено направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников.

Таким образом, временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но обязательно зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание.

Судом установлено и истцом не оспаривается, что за медицинской помощью он в МСЧ МВД по Республике Дагестан не обращался и листок временной нетрудоспособности в МСЧ МВД по РД выдан не был. Доказательства, подтверждающее обратное истец суду не представил.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник ОВД увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

Согласно и. 6 ч. 2 ст. 82 указанного закона контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Установлено, что истец Т.А. отсутствовал на службе более четырех часов подряд, допустив тем самым грубое нарушение служебной дисциплины, в связи с чем суд приходит к выводу о законности увольнения истца по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Т.А. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании приказа министра внутренних дел по РД № 978 л/с от 11.05.2016 г. об увольнении из полиции незаконным и необоснованным, о восстановлении на службе в органах внутренних дел путем назначения на занимаемую ранее должность, взыскании с МВД по РД заработной платы за время вынужденного прогула с 11.05.2016 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия через суд первой инстанции.

 

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России